Есть события, на которые первая реакция бывает только черно-белой, четко разделяющей людей на два лагеря. Без полутонов. Полутона, возможно, будут потом. А сейчас все просто: мы и они. Таким событием-водоразделом в российском публичном пространстве стало освобождение Надежды Савченко и тех, на кого ее поменяли. Кстати, кто такая Надежда Савченко, в России знают все, кто хоть как-то интересуется политикой, а вот на вопрос, кто такие Ерофеев и Александров, без подсказки ответят немногие россияне.
Если сравнить реакцию немногочисленных независимых российских СМИ и той части Рунета, которая мне доступна, с одной стороны, и реакцию российского официоза с другой, то может возникнуть впечатление, что речь идет о разных событиях. В одной части медийного пространства ликование, в другой злоба, желание напоследок облить Надежду грязью и предсказания ей всяческих бед в диапазоне от стремительного забвения до уверений, что Надежду Савченко непременно убьют.
Политолог Сергей Марков в ночной программе на телеканале ТВЦ «25 час» рассказал аудитории, что Савченко «социально недоразвита», а кроме того он, политолог Сергей Марков, обнаруживает у нее «умственную недоразвитость». Присутствие Маркова, за которым прочно закрепился псевдоним «Шариков», в общественной жизни, это такой же позор России, как присутствие Ж. в политике. Его держат исключительно за умение лизать начальство, а потом этим же языком поганить самое светлое и чистое. Из его последних поганок: в эфире «Эха Москвы» Марков недавно убеждал, что Бориса Немцова убили украинские спецслужбы.
Персонаж, менее известный, чем Марков, сотрудник «Комсомолки» Александр Грибов страшно возмущен, что Надежде Савченко вручили Героя Украины. Грибов так и назвал свою колонку: «Звание Героя за «голодовку» под матрасом». Ему, этому Грибову, очень хочется убедить аудиторию, что голодовки Савченко были липовыми. Аудитория «Комсомолки» вся должна состоять из грибовых и марковых, чтобы не сообразить, что с учетом понатыканных всюду камер наблюдения, любой тайный прием пищи во время голодовки Савченко был бы тут же показан по всем федеральным каналам с целью ее дискредитации.
Это мы прошлись по самому дну российского океана лжи. Там обитают простейшие организмы. Поднимаясь чуть выше, встречаем хищников покрупнее. Этим недостаточно забросать Героя Украины грязью. Им очень хочется ее крови. Они пророчат и надеются. Ростислав Ищенко в «Известиях» вангует: «Что же касается самой Савченко, то у нее перспективы невеселые. Если бы она осталась в российской тюрьме, о ней бы просто забыли (за два года не только не забыли, ее популярность с каждым днем только росла! – И.Я.). Но теперь, когда она оказалась на свободе, скорее всего, ее убьют». Конец цитаты.
Надежда Савченко наверняка не читала «Известия», у нее, в отличие от меня нет необходимости брать в руки всякую дрянь, но в своем блистательном выступлении в «Борисполе» как будто откликнулась на эту волну лютой злобы, катящуюся ей вслед с востока. Ее слова: «Очень выгодно, когда герои мертвые», — точно отражают настроения и интерес тех, для кого Савченко представляет опасность, независимо от того, где она, в тюрьме или на свободе.
Подобно пушкинскому «кудеснику-любимцу богов», в деталях описавшему обстоятельства грядущей гибели князя Олега, волхв Ищенко точно знает от чьих рук примет смерть Надежда Савченко. «Украинские политики церемониться не привыкли – за последние пару лет они убили десятки тысяч людей, что им одна Савченко?», — информирует кудесник Ищенко. Странно, что десятки тысяч – сказал бы сразу, что десятки миллионов, аудитория «Известий» скорее бы поверила. – «Очень быстро они столкнутся с ситуацией, в которой живая Савченко им просто вредит. Если ее уберут, то на следующий же день все средства массовой информации Украины заявят, что киллера прислал Путин».
Таким как Ищенко бессмысленно объяснять, что публично предсказывать скорую насильственную смерть кому бы то ни было, есть действие совершенно непристойное. Но раз уж эти предсказания появились, на них надо реагировать. Последняя процитированная фраза Ищенко это самая настоящая подготовка алиби. Для Путина появление в украинской политике такого харизматика с жесткой антипутинской позицией, как Савченко, вещь крайне неприятная. В его окружении сейчас явный избыток людей, готовых убить любого по приказу своего фюрера, или даже убить без приказа, стремясь предугадать его невысказанное желание. Надеюсь, что спецслужбы Украины это понимают не хуже меня и будут охранять Савченко тщательнее, чем президента Порошенко и всех депутатов Верховной Рады вместе взятых.
Тем более, что кликушество по поводу предстоящего убийства Савченко стало как эпидемия распространяться по российским медиа буквально в первые же часы после ее освобождения. Вот что пишет в РИА Новостях в колонке «Перемога или зрада» Мария Мельник: «Баба с возу – кобыле легче», — начинает свои размышления Мария Мельник. То, что она называет Надежду Савченко «бабой», вульгарно, конечно, но учитывая негативное отношение, понять можно. Но назвать президента России кобылой на сайте главного государственного информагентства страны, это уже слишком!
А Мария Мельник продолжает размышлять: «Куда Украина теперь будет девать Надежду Савченко, которая, наверное, стала теперь для всех чемоданом без ручки? Савченко стала героем, символом борьбы с Россией, вокруг нее образовался какой-то безумный культ. А герои, как показывает опыт Небесной сотни, должны умирать. Так что, может, в российской тюрьме она была в большей безопасности…». Про безопасность российских тюрем Марии Мельник подробно мог бы рассказать Сергей Магнитский. Если бы еще мог что-то говорить…
То, что Надежда Савченко на свободе и дома, это отличная новость. Но так уж устроена российская власть, что способна испоганить все, к чему прикасается. Ну, оказались вы, пусть вынужденно, причастны к хорошему событию, но ведь надо и в этой ситуации непременно выглядеть идиотами и подонками. Кто есть кто, судите сами. Утром 25 мая все независимые российские СМИ и даже часть зависимых сообщают, что Савченко уже в Ростове-на-Дону и за ней летит самолет Порошенко, а Александров и Ерофеев уже помилованы и направляются в Россию. Как потом стало известно, Путин утром уже подписал помилование Савченко. В 11.25 пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков сообщает, что ему ничего неизвестно об этом. После первого сообщения об обмене прошло полтора часа. Спал? Телефон потерял? Баланс забыл пополнить?
Потом пошли объяснения, одно другого непристойнее в своей лживости. Те немногие российские СМИ, как, например, «Коммерсантъ», которые иногда пытаются присматривать за своей репутацией, сказали своей аудитории вполне очевидную правду. Путин освободил Савченко под давлением Меркель, которое та оказала на него во время ночных переговоров «нормандской четверки». Через несколько часов после ночного разговора решение об освобождении Савченко было уже оформлено юридически и организационно.
Но нельзя же так и сказать россиянам, что фрау Меркель так больно прищемила что-то такое Путину по телефону, что он, не переставая визжать, за пару часов сделал то, что от него весь мир требовал два года. Поскольку все было сделано в дикой спешке, ничего не успели согласовать и никому не успели сказать, что надо говорить. Первым сел в лужу Песков. Потом спикер Совета Федерации Матвиенко объяснила, что это никакой не обмен, а «произошло на основании … Европейской хартии о передаче осужденных за преступления лиц».
И только потом была обнародована официальная версия, которая оказалась еще позорнее. Оказывается, еще 22 и 23 марта (!) сестра погибшего, якобы по вине Савченко, журналиста Марианна Волошина и вдова второго погибшего, Екатерина Корнелюк, посоветовавшись с украинским политиком Медведчуком, который по совместительству ходит в кумовьях у Путина, написали прошения о помиловании Савченко. И вот Путин, подумал два месяца и в припадке внезапного гуманизма решил помиловать.
Трудно сказать, что в этом балагане более отвратительно. То как использовали женщин, потерявших своих близких, когда сначала два года таскали их по телешоу для разжигания ненависти к Савченко и твердили, что Савченко должна настичь суровая кара, а теперь позвали и как кукол бессловесных заставили подписать прошение о помиловании той, что, якобы, убила их близких. Но самый большой шутовской колпак с бубенцами напялил на себя «юрист» Путин, который еще совсем недавно уверял тех, кто требовал от него помиловать политзаключенных, что помилование возможно лишь после признания вины, раскаяния и личного ходатайства осужденного. Оказывается, нет. Можно и так, и сяк, и без прошения, и без вердикта комиссии.
В Борисполе Савченко встречала вся Украина. Во Внуково не было никого, кроме жен Ерофеева и Александрова. Президент Украины вручил Савченко звезду Героя, ее с нетерпением ждут в Европарламенте. Песков сообщил, что в графике Путина нет встречи с Ерофеевым и Александровым. Пожалуй, это все, что надо знать об Украине и о России сегодня.
Игорь Александрович Яковенко