Это был очень неудобный персонаж в советской историографии. Во многих исследованиях по истории Гражданской войны в Дагестане его роль в событиях несправедливо принижают, выдают его за самозванца, а то и вообще умалчивают о нём. Речь идёт о Саиде (иногда Саид-бек, Саид-бей), внуке Шамиля, сыне младшего сына имама Дагестана и Чечни Мухаммада Камиля. «Мнимый внук имама Шамиля», «офицер французской службы», «саидбеевщина», «некий авантюрист Саид-бек» и др. – вот далеко не полный перечень упоминаний о Саиде в исторических публикациях.
В художественном произведении Сфи-бубы Сфиева «Перебитый панцирь» внук имама Шамиля, под именем Тарлан, предстает перед читателем «невыдержанным и самолюбивым» выпивохой, склонным ко всевозможным дрязгам. Чем же он был неудобен? Да тем, что на самом деле являлся внуком имама Шамиля, да к тому же – противником советской власти. Общеизвестно, что имя Шамиля не раз использовали в разное время в политических целях: большевики и сторонники Нажмуддина Гоцинского, гитлеровцы на пути к Кавказу и афганские моджахеды в борьбе против советских войск.
Нажмуддин Самурский, будущий 1-й секретарь Дагобкома ВКП(б), в своём приказе № 245 партизанским отрядам от 6 ноября 1920 г. воскликнул: «Вперёд, достойные потомки великого Шамиля, за убегающими предателями Дагестана Гоцинским и Алихановым!» Он не мог не знать, что на стороне вышеназванных «предателей» находился родной внук того великого Шамиля. Тем не менее, Самурский в своей книге называет его не иначе как «лжевнук» Шамиля», «появление которого в Дагестане имело своим назначением воскресить в бандах Гоцинского шамилёвские традиции, фанатическое упорство и сопротивление врагу, мечту об освобождении Дагестана от какого бы то ни было русского влияния».
Так и остался в советской истории гражданской войны в Дагестане малоизвестный, «непонятный шамилёвский внук».
Рождённый в Стамбуле
Отцу Саида, Мухаммаду Камилю (1863–1951), родившемуся в Калуге, так и не пришлось увидеть родной дагестанской земли. Дослужившийся до генерала турецкой армии, он, кроме Саида, имел ещё двух дочерей – Наджию и Наджабат.
Мухаммад Саид (1901–1981) родился в Стамбуле, окончил престижный Галатасарайский лицей. Кроме родного аварского, владел также турецким, арабским, французским, английским и русским языками. Юные годы Саида пришлись на переломный момент в истории как Османской империи, так и Дагестана. 11 мая 1920 г. в чеченском селе Капши (окрестности Ведено) состоялся съезд горцев, на котором было предложено избрать руководителем национально-освободительного движения Мухаммада Камиля. Последний, будучи больным, отправил на Кавказ в качестве своего представителя 19-летнего сына. Так началась политическая деятельность Саида Шамиля.
В Дагестане
Из Турции в Дагестан Саид пробирался через Грузию. Отсюда в Дагестан в начале сентября 1920 г. начали своё продвижение отряды повстанцев под руководством Нажмуддина Гоцинского.
Прибытие в Дагестан Саида, внука легендарного Шамиля, произвело впечатление на горцев. С собой он привёз крупную сумму денег и партию мануфактуры. По воспоминаниям современников, Саид был скромным молодым человеком, и на призывы горцев стать их предводителем отвечал, что ещё слишком молод для этого. К нему была приставлена личная охрана в 25 сабель, состоящая из его земляков, жителей аула Гимры.
Восстание проходило по нескольким направлениям, на каждом из которых был свой командующий. Под начальством Саида насчитывалось до 500 человек, отряд Джамала Айдемирова из Гоцатля – до 2000 чел., отряды Муртаза Али и Гудотли – до 600 чел. и др. События разворачивались с переменным успехом. Разгром красных частей у границы с Грузией (сентябрь 1920 г.), гибель Араканского отряда (октябрь 1920 г.), истребление полка Революционной Дисциплины под Ботлихом (ноябрь 1920 г.) и т. д. Это были крупные победы повстанцев. Однако дальнейшая несогласованность в действиях, отсутствие должной дисциплины и, наконец, огромные силы большевиков в лице 11-й армии сыграли свою роль. Восстание было подавлено. Раненый Саид некоторое время скрывался в горах, а затем с трудом, с помощью проводников, возвратился в Турцию, где пролежал в военном госпитале почти два месяца.
Борьба продолжается
Несмотря на неудачу, Саид не прекращает своей деятельности, старается поддерживать связь с повстанцами в Дагестане и Чечне. В августе 1928 г. он посылает письмо через лазутчика своим связным в Андийский округ, в котором спрашивает: «…Что у вас делает советская власть в области религии, хозяйства, налога, землеустройства, торговли? Есть ли свободная торговля и не притесняют ли частных торговцев? Довольны ли дагестанцы властью, согласно ли население иметь советскую власть или нет…
Если мы придём с войском, выступят ли они против советской власти? Будет ли помощь со стороны казаков?…»
Саид – оптимист, он много работает, пишет статьи, публикуется в различных изданиях. В парижском журнале «Горцы Кавказа» он заявляет: «Большевистский режим падёт так же, как пал режим царский. Борьба за нашу национальную независимость будет продолжаться до тех пор, пока враги не отступят перед её святой правдой». Саид Шамиль имел двойное гражданство: турецкое и саудовское, причём саудовским правительством ему был предоставлен дипломатический паспорт. В Аравии он работал во Всемирной исламской организации «Рабита» («Связь»), одним из направлений которой являлась поддержка угнетённых исламских народов.
Накануне 2-й мировой войны Саид Шамиль вместе с другими кавказскими политэмигрантами (многие из которых были лишены турецкого гражданства и выдворены за пределы Турции по инициативе президента Кемаля Ататюрка) обосновался в Варшаве. Здесь он стал одним из руководителей «Кавказского национального комитета».
Диалоги с немцами
С началом Второй мировой войны у кавказской эмиграции появились надежды, что немцы покончат с большевизмом, и Кавказ станет свободным. «В августе 1942 г., – писал бывший подполковник люфтваффе Греффрат, – немецкое верховное командование решило… осуществить прорыв в глубь Кавказа, в направлениях на Туапсе, Орджоникидзе и Махачкалу».
Для управления Кавказом под своим контролем Адольф Гитлер учредил министерство во главе с Альфредом Розенбергом. Министерство иностранных дел Германии пригласило Саида Шамиля в Берлин и предложило ему быть его уполномоченным на Кавказе. Но никто, с кем он встречался, в том числе и Гитлер, не приняли его план относительно Кавказа. Гитлеровцы пытались привлечь Саида на свою сторону в качестве приманки для выполнения своих замыслов. Усиленная агитация фашистских лидеров о древнеарийском происхождении дагестанских народов так же, как и немцев, создание воинских частей из пленных кавказцев, диверсионные акции на территории Дагестана не помогли.
«Немцы отнеслись к нему с недоверием… В связи с тем, что немецкая сторона полностью отвергла его предложение, Саид Шамиль не пошёл на уступки». Его планы создания независимого Дагестана разошлись с идеей германских фашистов о включении Дагестана в состав третьего рейха. Он не поддержал нацистский проект, заявив, что Дагестан не должен попасть из одного плена в другой.
«Зоологический антикоммунист»
После войны Саид Шамиль принимал активное участие во всех исламских конференциях, симпозиумах, где всегда поднимал вопрос о необходимости моральной и материальной поддержки со стороны исламских правительств и организаций справедливого, по его мнению, дела национального освобождения мусульманских народов СССР. Официальная советская пропаганда окрестила Саида Шамиля и туркменского редактора радио «Свобода» Баймирзу Ханта «зоологическими антикоммунистами и врагами СССР № 1 в стане исламской реакции».
В Аравии у Саида была собственная земля, доставшаяся ему по наследству, которую он решил продать. Но по местным законам это можно было сделать, только прожив там 15 лет. Саид отправляется на постоянное жительство в Аравию, иногда приезжает в Турцию. По истечении срока он продаёт землю и на вырученные деньги покупает две смежные квартиры в Стамбуле (в районе Гёзтепе), соединив их затем вместе. В одном из залов квартиры размещалась огромная библиотека, которая после смерти хозяина была передана в турецкий «Фонд имени Шамиля». Внук Шамиля был весёлым, общительным человеком. Своим радушием он притягивал кавказцев, и его квартира всегда была полна людьми.
В 1977 г. на выборах в парламент Турции Саид Шамиль получил ряд предложений от руководителей различных партий, пытавшихся тем самым использовать авторитет Шамиля в предвыборной гонке за голоса избирателей. В 1978 г. Саид Шамиль вместе с другими кавказцами основал северокавказский культурный центр «Фонд образования и культуры имени Шамиля», который успешно работает и по сей день.
Всю свою жизнь Саид Шамиль посвятил борьбе, его мечтой всегда был родной Кавказ. Размышляя о будущем, он дал точный прогноз Стране Советов: «Советский Союз однажды непременно развалится. Однако его крах произойдёт не по причине вооружённого вмешательства извне… Угнетённые народы сами разрушат стены своей тюрьмы…»
«Кладбище кавказских моджахедов из семьи Шамиля»
В 1981 г. во время хаджа Саид, находясь у источника Зем-Зем, при ритуальном омовении потерял равновесие, упал и разбил себе голову, да так серьёзно, что с диагнозом «сотрясение мозга» был отправлен в больницу. Паломник пожелал скорейшего возвращения в Турцию; здесь состояние его здоровья ухудшилось, и вскоре в «Образцовой больнице района Хайдарпаша» Саид Шамиль скончался. В окружении многочисленной кавказской диаспоры внук Шамиля нашёл свой вечный покой на кладбище рядом с отцом, матерью и родственником, шейхом Джамалуддином Газикумухским.
Прожив долгую жизнь, Саид так и не обзавёлся семьёй. То же самое относится и к двум его сёстрам, умершим через два года после брата одна за другой. Тем самым ветвь Мухаммада Камиля в родословном древе имама Шамиля прекратилась. Многие дагестанцы, хотя бы немного интересующиеся историей, будучи в Турции, обязательно посещают стамбульское кладбище «Караджаахмед», где покоятся Саид и другие потомки имама Шамиля. Там, на простой белой мраморной плите, высечены слова: «Кладбище кавказских моджахедов из семьи Шамиля».
Хаджи-Мурад Доного