Два белоруса, которые помогали украинцам на войне, уже неделю находятся в польском центре для беженцев.
Они сдались польским пограничникам сразу после того, как выехали из Украины. Сейчас волонтеры находятся в закрытом центре для иностранцев в польском пограничном городе Пшемысль. Belsat.eu по телефону поговорил с волонтерами. Один из них – Дмитрий Белогорцев, который не скрывает своё имя и фамилию. Сразу же Дмитрий начинает объяснять, почему уехал из Украины.
Дмитрий Белогорцев: Два года в Украине мы жили без документов. Встал вопрос, что нас депортируют в Беларусь. Никакого другого выхода у нас не было, кроме того, как попросить убежище в Польше. Мы приходим в миграционную службу Украины, а нам говорят: «Документов у вас нет». И присылают еще письменный ответ: «Поезжайте в Беларусь, восстанавливайте паспорт». Мол, на данный момент вы находитесь на территории Украины незаконно.
Вы же знаете, как работают украинские органы: они не надевают сразу же наручники. Но говорят: «Вы здесь незаконно, у вас будет депортация, завтра или еще когда-либо». А человек же не может жить, если у него нет документов.
Он не может нигде трудоустроиться, не может снять жилье. Любой полицейский останавливает его на улице: «Где твои документы?» Нет, и все.
Belsat.eu: Как давно вы в этом центре для беженцев?
Дмитрий Белогорцев: Это не центр (Strzeżony Ośrodek dla Cudzoziemców – прим.), это тюрьма (покидать территорию нельзяа – прим.). Мы тут уже неделю.
Belsat.eu: И вот в такой ситуации, не жалеете, что поехали помогать Украине, а сами оказались там никому не нужны?
Дмитрий Белогорцев: Это вопрос риторический: «что было бы, да кабы». Дело в том, что я никуда не поехал. Я восемь лет жил в Украине, просто у меня гражданство белорусское. Как и все другие мужчины Украины, когда это все началось, посчитал своим долгом идти защищать Украину. И мне сказали, что оформят все необходимые документы. У меня вид на жительство в Украине, у меня жена гражданка Украины, дочь гражданка Украины, собственный дом под Киевом.
Но паспорт у меня белорусский, он сгорел на войне. Восстановить его я не могу, а украинские власти мне говорят: «Езжайте в Беларусь, восстанавливайте паспорт». А оттуда мне звонят и говорят: «15 лет мы вам уже определили, приезжайте скорее, мы вас ждем».
Belsat.eu: От кого приходят такие сообщения?
Дмитрий Белогорцев: Звонят какие-то люди, из КГБ, очевидно. Номер мой известен. Его же украинская Нацгвардия два года назад выложила в «Киберберкут» (хакерская группа, которая атакует сайты государственных органов и общественных организаций Украины – прим.). Там все наши данные.
Звонят, представляются какими-то непонятными журналистами, рассказывают, что у вас якобы проблемы, нужно, чтобы вы приехали в Минск и срочно их решили. У ваших родственников будут проблемы.
Belsat.eu: Так вы в Украине уже много лет были. Обидно ли вам, что такая история случилась?
Дмитрий Белогорцев: Ну вы же видите: обидно не обидно – это никого не волнует.
Belsat.eu: И что теперь? Что вас ждет?
Дмитрий Белогорцев: Мы ждем решения польских властей о предоставлении или непредоставлении нам убежища.
«Хотелось бы, чтобы Украина не портила жизнь за то, что ей помогали»
После Дмитрий передает трубку своему другу, известному как «Док».
«Док»: Наше решение попросить убежище связано с тем, что в течение двух лет мы получали отрицательные ответы от всех украинских органов. И закончилось это все тем, что нам начали открыто угрожать депортацией, так как мы не имеем украинских документов.
Belsat.eu: То есть вы поехали помочь Украине, а вашу помощь никак не оценили?
«Док»: Сожалею, что так получилось. Конечно, хотелось бы, чтобы Украина как государство не портила жизнь за то, что ей помогали. А вышло как раз наоборот.
Belsat.eu: И каковы шансы, что Польша даст вам убежище?
«Док»: Пока что трудно сказать. Ведь с нами еще не было ни одного собеседования насчет беженства. Пока мы его ждем. Но решения можно ждать долго, даже несколько месяцев.
Belsat.eu: Вам также приходили какие-то угрозы из Беларуси?
«Док»: Пока был в Украине, приходили такие угрозы, конечно.
Мою маму вызывали на допросы в КГБ и так далее. За моей квартирой в Беларуси следили сотрудники КГБ.
Belsat.eu: Чувствовали ли вы поддержку народных украинских депутатов и видели ли попытки решить проблему легализации волонтеров и добровольцев из Беларуси?
«Док»: Дело в том, что нам помогало много народных депутатов. Только единственное, что могли сделать люди, которые хотели нам помочь, – написать обращение, попросить. Но в итоге все равно все решения по поводу гражданства принимает президент Украины.
Источник: belsat.eu
24.08.16.