На днях Северо-Кавказский окружной военный суд снизил размер компенсации с 500 тысяч до 200 тысяч рублей за незаконное уголовное преследование Сергею Аракчееву, осужденному по делу об убийстве жителей Чечни.
Напомним, что речь идет о решении суда по делу бывшего офицера внутренних войск МВД, который сначала был осужден за убийства людей из числа мирного населения Чечни, а впоследствии оправдан по обвинениям в разбое и превышении должностных полномочий.
Согласно этого решения, ему причитается компенсация за незаконное уголовное преследование. Размер компенсации оказался минимален – согласно постановлению Северо-Кавказского окружного военного суда, ее размер сокращен с 500 тысяч до 200 тысяч рублей.
Накануне принятия этого решения в суде состоялось заседание, на котором было рассмотрено апелляционное представление прокурора Южного военного округа Александра Юхимчука. Также в рамках заседания была рассмотрена и жалоба осужденного бывшего командира саперной роты Сергея Аракчеева.
Стороны, принявшие участие в заседании, попросили суд об отмене решения, которое было вынесено 5 августа текущего года. Оно касалось выплаты полумиллионной компенсации разжалованному офицеру за то, что он подвергся незаконному уголовному преследованию по обвинениям в разбое и превышении должностных полномочий.
В результате, ранее признанный виновным Сергей Аракчеев получил право реабилитироваться по двум из трех преступлений, которые были ему инкриминированы. После этого он обратился в суд с просьбой обязать Минфин России заплатить ему имущественную компенсацию за причиненный вред.
При этом, размер компенсации он оценил в 800 тысяч руб. Именно такая сумма, на его взгляд, компенсировала бы причиненный ему вред из-за незаконного уголовного преследования. Причем Аракчеев обосновал свои претензии.
Так, он указал в своей жалобе, что во время расследования его отстранили от работы, а также лишили зарплаты. При этом, он был вынужден платить адвокатам, хотя являлся обвиняемым. В качестве обоснования требований, изложенных в жалобе, он приложил две справки, в которых были указаны суммы в 344 тысяч и 480 тысяч рублей.
При этом, в военной прокуратуре усомнились в обоснованности указанных в справках сумм. Свои сомнения они объяснили тем, что им не были предоставлены квитанции доверителя об оплате защитнику. По словам прокурора, в ростовской региональной адвокатской палате нет книги бухгалтерского за указанный в справках период.
В результате, коллегия судей, возглавляемая председателем Игорем Костиным, решила отклонить ходатайство прокурора и оставила без удовлетворения как его представление, так и жалобу осужденного. А суд во время апелляции постановил изменить размер компенсации экс-офицеру с 500 тысяч до 200 тысяч рублей.
Напомним, Сергей Аракчеев был осужден на 15 лет за убийство трех мирных чеченских жителей. Это дело касалось событий Второй чеченской войны, когда Аракчеев служил командиром роты отдельной дивизии оперативного назначения внутренних войск МВД.
В январе 2003 года Он вместе со старшим лейтенантом Евгением Худяковым расстрелял в Чечне строителей из числа мирных жителей, а потом взорвал грузовик, на котором те ехали. При этом, офицеры отрицали свою вину и настаивали, что находились в тыловом пункте управления в момент совершения преступлений и не могли их совершить.
Два раза суды присяжных полностью оправдывали офицеров. Виновными их признал Северо-Кавказский окружной военный суд только в 2007 году. При этом, Евгений Худяков тогда не явился на вынесение приговора и до сих пор числится в розыске.
В 2011 году Сергей Аракчеев даже обращался к Владимиру Путину с просьбой взять дело на контроль. В своем видеообращении к Путину Аракчеев заявлял, что не виновен в убийстве и готов «пройти проверку на любом детекторе лжи». Аракчеев называет свое дело политическим, а осуждение – «требованием чеченского народа».
По его словам, в деле было «много фальсификаций и подтасовок». «Я не прошу для себя никаких исключений и послаблений закона, а просто полного его соблюдения», – отмечал заключенный. Адвокат Сергея Аракчеева Дмитрий Аграновский также называл дело политическим.
«Я уверен, что осуждение моего подзащитного было жертвоприношением», – заявлял Аграновский. По его мнению, российские власти хотели таким образом умиротворить чеченское общество, в том числе и для того, чтобы было меньше терактов.
По словам политолога Алексея Макаркина, изначально в деле Аракчеева политики не было. «Объявить его политическим – это была возможность привлечь внимание властей и общества к судьбе Аракчеева, – заявлял он Макаркин. – Политическим дело делает сама защита, высказывая такие утверждения».
Источник: onkavkaz.com
24.10.16.