После диалога Айдера Муждабаева с Ходорковским дискуссия по Крыму разрослась бурьяном в сети. Поскольку высказался почти каждый журналист, публицист или писатель, то вы не отыщите среди этих мнений примитивных криков и воплей: «Крымнаш! Россия будет везде!» Нет. Вы увидите множество витиеватых, двусмысленных, высокохудожественных, сдобренных многочисленными «да, но» обоснований, почему Крым все-таки российский. Может, не совсем законно, но ментально. Может, не ментально, но исторически. Может, не исторически, но культурно. И так далее, тому подобное, в том же духе, а точнее, с тем же имперским душком.
Александр Тимофеевский — образец логики двурушника. «Я совсем не крымнаш, но…». Что «но»? Я не антисемит, у меня есть друзья евреи, но…? Я не вор, чужое брать плохо, но этот украденный пиджак мне к лицу? Я не изменяю жене, преданность в отношениях важна, но моя соседка такая хорошенькая и привычная (было разок до брака), поэтому я с ней иногда сплю? Я думал, что взрослые люди за время своей жизни могли успеть разобраться в азах этики — девушка в короткой юбке не виновата, что ее изнасиловали. Перевожу.
Никого не интересует, сколько вы в своем детстве ездили в Крым отдыхать и сколько раз вы перечитывали «Севастопольские рассказы» и впадали в патриотический экстаз. Крым от ваших субъективных, экзальтированных эмоций не становится территорией и частью России. Ни в каком смысле не становится он российским, сколько бы там Толстой ни заседал. А Горький в Италии жил — Италия российская? А Тургенев во Франции — Франция российская? Еще кое-как можно было так рассуждать про Крым до оккупации — ну, мало ли у кого какие болезненные фантазии. Но, вы рассуждаете так во время вооруженного захвата Крыма. Который повлек за собой войну. Вы фактически оправдываете все, что Россия творит в Украине. Хотите показаться объективными мыслителями, а на выходе тривиальный совок, скрепы и державность.
Я не понимаю, что вам всем мешало ездить в Крым до аннексии? Что вам мешало писать про «коктебель русской культуры» до оккупации? Откуда сейчас столько надлома в словах и театральных жестов? Может, оттого, что этот Крым к чертовой матери никому до 2014 года не сдался? Может оттого все, что не осталось русской интеллигенции, которая могла бы быть сегодня однозначна и недвусмысленна — в эти времена тяжелейших преступлений своей страны, может, потому, что расстреляли ее всю и выжили из России? Ей бы не понадобилось три года (!) выстраивать свое отношение к проблеме Крыма. И прийти в результате к дичайшему тезису — «Крым — Украинский. Но, Крым — Российский».
И последние вопросы в никуда. Что это за мания все маркировать «российским». Это какие-то комплексы? Что вообще это значит — российская земля? Она свой химический состав меняет, если ее назвать российской? Или на ней пирамиды вырастают и сфинксы, если на карте пометить ее как российская? Мало ли Россия настрадалась и другие народы из-за нее, занимаясь собирательством земель?
Источник: Обозреватель, Украина
22.11.16.