С момента президентских выборов в США «в Германии растет осознание, что Россия будет активно пытаться вмешиваться в выборы в немецкий Бундестаг в нынешнем году», так что «назрела дискуссия о том, каким образом немецкой демократии предстоит защищать себя», говорится в статье, опубликованной в Die Zeit.
Авторы статьи — сотрудник МИДа Германии Симон Фаут, занимающийся написанием официальных речей ведомства, и эксперт Германского отделения американского Фонда Маршала по вопросам Центральной и Восточной Европы Йорг Форбриг — считают, что стране «необходима продуманная стратегия защиты, которая бы предавала огласке все российские попытки оказать влияние на выборы в Германии и эффективно реагировала на них».
«Прежде всего, предстоящие выборы в Бундестаг могут быть использованы Кремлем для того, чтобы сбить с толку немецкую внутреннюю политику и тем самым нанести ущерб внешнеполитической способности Германии выстраивать общую, основанную на западных ценностях политику Запада как в отношении России, так и в целом», — пишут авторы.
Как пишут эксперты, нынешние методы Москвы «напоминают то, к чему десятилетиями прибегали КГБ и «Штази», а ее стратегия заключается в следующем. «Во-первых, максимально ослабить Ангелу Меркель. Немецкий канцлер является для российского президента Путина — тем более, после победы Трампа в США — главным противником на Западе. Российская сторона попытается дискредитировать ее на выборах, а если ее имидж будет испорчен в самой Германии, серьезно снизится вес и влияние Меркель на европейской и глобальной аренах», — говорится в статье.
«Во-вторых, будет предпринята попытка как можно сильнее фрагментировать и настроить друг против друга немецкие политические партии. В первую очередь это делается ради целенаправленной поддержки партии «Альтернатива для Германии»(АдГ) на правом крыле и лояльных Путину «Левых» во главе с Сарой Вагенкнехт. Подобный раскол, по расчету Москвы, поставит под сомнение стабильность и способность нового немецкого правительства к действиям. В-третьих, следует ожидать, что Кремль попытается представить нелегитимными результаты выборов».
Подобное многообразное влияние России на выборы в Бундестаг, как подчеркивают авторы, «уже идет полным ходом». И для противодействия ему эксперты предлагают комплекс из семи мер.
1) Предлагается, чтобы «Германия отнеслась к этой проблеме с максимальной оглаской и энергией. (…) Любые попытки российского воздействия, будь то распространение ложной информации, нападки на политических деятелей, кибератаки на немецкую инфраструктуру или скрытая поддержка во время предвыборной кампании, должны предаваться огласке и преследоваться юридически».
2) «Необходимо, чтобы все демократические партии согласились не относиться к попыткам российского воздействия оппортунистически, надеясь, что они навредят политическим противникам или улучшат их собственные результаты», — продолжает политологи.
3) «Партиям не следует изменять свои приоритеты из-за российской дезинформации или вмешательства, — говорится далее. — Конечно, полностью исключить международные вопросы, в том числе и о России, нельзя, но акцент должен делаться на внутриполитических и общественных вопросах. Социальная справедливость, внутренняя безопасность, интеграция, образование и инфраструктура — вот первоочередные потребности избирателей и главные задачи демократических партий».
4) «Предвыборная борьба должна прийти в те области, в которых особенно сильны протестные настроения и преобладают граждане, не участвующие в выборах. Вместо того чтобы продолжать пребывать в зоне политического комфорта и отдавать целые города и районы крысоловам-популистам, демократические партии должны проявить там активность», — призывают авторы.
5) Фаут и Форбриг предлагают «немецким политикам обратить более серьезное внимание на русскоязычную общину в Германии. Сильное влияние российских государственных СМИ на эту группу людей политически опасно и, кроме того, препятствует их интеграции».
6) «Срочное наращивание присутствия демократических партий в социальных сетях»: «На сегодняшний день АдГ является единственной политической силой, которая использует потенциал этих СМИ и технологий. В результате у этой партии в соцсетях столько же подписчиков, сколько у всех остальных партий, представленных в Бундестаге. (…) Демократическим партиям следует ответить на господство недемократических сил в соцсетях», — говорится в статье.
7) «Государству и СМИ следует серьезно усилить борьбу с кампаниями дезинформации и кибератаками», — считают эксперты, добавляя, что некоторые европейские государства уже создали специальные подразделения, в то время как в Германии подобная дискуссия даже не начиналась.