Подвига 84-х десантников, которые остановили прорыв из Аргунского ущелья двух тысяч боевиков под командованием Хаттаба, — просто не было.
Подвиг этот впервые родился 4 марта на страницах псковской газеты. Там было написано про Хаттаба, про две тысячи боевиков и про то, как рота полегла, вызвав огонь из гаубиц на себя. В дальнейшем количество боевиков только возрастало.
Судя по всему, корреспондент газеты просто не знал, что отряда в две тысячи боевиков не бывает. Такому отряду жрать будет нечего, и он будет заметен. В том и специфика партизанских боев, что группы боевиков редко превышали сто человек, а бывало и пятнадцать, и десять — этого вполне хватает для внезапной засады и мгновенного отхода.
А как только исчезает мифический «отряд в 2 тыс. человек», то исчезает и все остальное. И рассказ о том, что боевики «прорывались на равнину»: партизанам незачем прорываться через блокпост. Его куда проще обойти.
И рассказ о том, что десантники «уничтожили свыше 700 боевиков». И уж, конечно, никуда не годится история о том, что десантники, три дня ведшие бой, вызвали огонь на себя. Били по ним из гаубиц. Гаубица с ее навесной траекторией бьет на 15-20 км. То есть значит: в 20 км находились российские войска и три дня не могли прийти на помощь?
Хаттаб сделал в том бою ровно то, что намеревался. Скрытно подошел с небольшим отрядом и перерезал беззащитную, брошенную в ущелье без прикрытия, почти не имеющую боевого опыта, даже не окопавшуюся роту. Увы, это было преступление, за которое надо судить командование, а не подвиг, за который надо награждать погибших.
Хотя героев в обеих чеченских войнах было довольно. Со стороны чеченцев. По сути дела, это была война героев.
Увы, со стороны России героев было мало. Героями не были ни Шаманов, ни Пуликовский, ни генералы, бездумно посылавшие солдат в ад, не озаботившись элементарным прикрытием. Героями не были и обрекаемые ими на смерть солдаты. Жертвами — да. Героями — нет. Никто же не назовет героями тех, кто погиб в башнях-близнецах 11 сентября.
И вся история с Улицей 84-х псковских десантников оскорбительна на самом деле не для Чечни, а для России. Это история о том, что Россия ставит памятники липовым героям, потому что у нее нет — или она не хочет назвать — настоящих героев в этой войне.
И еще. Мемориальная доска в честь 84-х десантников закреплена на довольно невзрачном одноэтажном домике. Сейчас в нем магазинчик. В 1996 году там был фильтрационный пункт.
Я не знаю, нужна ли Чечня в составе России. Я не знаю, останется ли она. Но если останется — это будет благодаря деньгам и разумной политике. Это точно будет не благодаря тем орлам, которые навязали Чечне мемориальную доску в честь несуществующего подвига, приколоченную там, где оптом расстреливали чеченцев.
18 МАРТА 2008 г. ЮЛИЯ ЛАТЫНИНА
Chechenews.com
02.03.17.