Письмо Зелимхана кадию.
(Отредактированный текст)
Эй, Абас.
Вы прочитайте эту бумагу хорошенько, ничего не утаив. Если Вы прочтете не точно – вскорости об этом узнаю. Большую беду причиню тогда.Вам обоим было бы лучше не устанавливать приговора о том, что можно меня убить и уничтожить. Впоследствии, может быть, заплачете и будете раскаиваться.
Если бы Вы жили по шариату, то вы не были бы кадием среди русских. В твоей книге есть о том кого можно убивать и уничтожать? В этой книге, говорится о том,что можно убить меня? Вы в ней нашли о том, что утром и вечером можно беседовать с начальником?
Я понимаю шариат, а Вы совсем против него. На свете кроме тебя и твоего брата есть много грамотных,чтобы выносить шариатское решение. Божусь, тот кто за неправду и пошел против меня, тот не будет радоваться. Тот, кто отрезает мой путь и теперь не выиграет, если это будет Богу угодно.
Если по шариату и нужно казнить кого — нибудь, так первого тебя следовало убить, меня второго. Береги свой язык.Чего не знаешь,того не говори. Пока погибаешь. Остерегайся. Вашим утверждением о том,что можно меня убить по шариату, смерть моя не приблизится.Не продлится она и если скажешь о том, что нельзя меня убивать. Не говори о том, что тебе не касается.
С арабского на чеченский язык переводил Веденский окружной кадий Абас Аутахаджиев /подпись/
С чеченского на русский язык переводил переводчик Веденского городского словесного суда/подпись/
Копия верна. Фотокопия. Письмо Зелимхана кадию.
Рапорт Н.Каралова. (1911)
Копия с копии
Инв. № 153
НАЧАЛЬНИК
ВЕДЕНСКОГО ОКРУГА
ТЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
11 ноября 1911 г.
№11580
сел. Ведено Тер. обл.
РАПОРТ
Помошнику наместника его императорского величества на Кавказе по гражданской части.
В дополнении рапорта от 13 августа с.г. за № 8758 и совершенно секретного донесения от 19 числа того же месяца за № 52 ,доношу Вашему превосходительству, что под личное расследование передано судебному следователю 4-го участка Грозненского округа.
Вместе с ним докладываю: Ещё задолго до перестрелки в Арджиаховском ущелье, мною помимо других мер, принимаемых к розыску разбойника Зелимхана и его шайки, была сформирована особая команда, в состав которой вошли старшины, вверенного мне округа: Новоатагинский Муса Борщиков, Махкетинский Дуду Баталов, Шалинский Атабай Эсенбаев, Автуринский Минца Ага-Мирзаев, стражи Терской охраны стражи вверенного мне округа: Юнус Цакаев и Магома Эсенбаев, партизаны: Хату Гочаров, Юхик Тагиков, добровольцы из жителей: Ибрагим Саадулаев, Луку Аджиев и 5 всадников дагестанского конного полка при вахмистре Сулаймане Азатове, со специальной задачей собирать сведения о местонахождении Зелимхана, преследовать его по этим сведениям и, при возможности, уничтожить его и его шайку.
Команда эта мною была приведена к присяге, которой они поклялнсь быть верными друг другу в деле уничтожения, разбойника Зелимхана и всеми своими силами до последней капли крови оказывать друг другу братскую поддержку, не шадя своего живота и, не допуская ни малейшей измены друг другу даже в помыслах своих в этом важном и серьезном деле. Кроме того, команда эта перед выступлением на работу по народному обычаю побратались между собой … .
Вследствие чего, вместе сим я прошу начальника Терской области не отказать объявить старшинам Ново-Атагинскому Муса Борщикову и Махкетинскому Дуду Баталову и старшему уряднику охранной стражи, вверенного мне округа Федору Иванову и стражнику той же стражи Муслиму Гойтукаеву Абдул Межиду Муртазалиеву его благодарность за добросовестное и честное выполнение возложенного на них поручения…
Подполковник Н. Каралов
Старший делопроизводитель /подпись/
М.П. /ПОДПИСИ/
Верно
С подлинным верно: /подпись/
ЦАУ СССР Гр. и 2 № 1072
печать
Канц.нам.ЕИВ на
Источник: www.facebook.com
02.04.17.