Я видел уже сообщения в украинских средствах массовой информации, очень обнадеживающие, оптимистичные, что предстоит вывод российских войск с Донбасса. Об этом говорил заместитель министра по вопросам временно оккупированным территорий Украины, в частности. Я не очень разделяю этот оптимизм, потому что, во-первых, Сурков не является лицом, принимающим решение.
Просто надо понимать, кто за что отвечает в Кремле. Сурков в Кремле отвечает за пиар, поэтому даже если в разговоре с Волкером он и сообщил что-то обнадеживающее, то я думаю, что это скорее всего дымовая завеса.
Я не очень представляю себе, каким образом Путин выведет войска с Донбасса накануне своих выборов. Я думаю, что для Путина это будет демонстрация слабости.
Понятно, что самым правильным было бы вообще их туда не вводить. Самым правильным было бы не красть Крым, не оккупировать часть Украины. И понятно, что возврат Крыма и деоккупация Украины — это первое, что должен сделать любой нормальный преемник Путина. Но Путин этого сделать не может.
В этом вся проблема. Потому что, во-первых, значительная часть тех, кто его поддерживает (насчет 86% — это, конечно, вранье, но, тем не менее, значительная часть поддерживает Путина в России) — они его поддерживают во многом именно благодаря тому, что «Крым наш» и всей вот этой мифологии про «русские не сдаются», «русские своих не бросают» и т. д.
Полностью контролировать медийное пространство сегодня Путин не может. И то, что та истерика квасных патриотов, которая начнется сразу после того, как российские войска уйдут с Донбасса, просто не сможет быть задушена. Это будет именно истерика.
Преемник Путина может на это совершенно свободно наплевать, потому что он будет опираться на совершенно другую общественную ситуацию в России. Путин этого не сможет сделать.
Поэтому я думаю, что сейчас главная задача для Путина — это тянуть время, это издавать разнонаправленные импульсы. Причем как самостоятельно, так и через своих приближенных, через разные СМИ, каким-то образом успокаивать Соединенные Штаты Америки, морочить им голову. Вот за это отвечает Сурков.
И в то же время, конечно же, создавать напряжение на российско-украинской границе — прежде всего вот этими маневрами с сосредоточением больших количеств войск на западной границе России, буквально вплотную, нос к носу рядом с Украиной. За это отвечает Шойгу.
То есть разные люди отвечают за разные вещи. И поэтому я был бы очень рад ошибиться, но я не думаю, что вывод российских войск в ближайшее время состоится.
Источник: Обозреватель, Украина
23.08.17.