Миф № 1
Об иностранных наемниках и сале
Если судить по заявлениям официальных лиц из силовых структур России, добрая половина (а то и больше) воюющих на чеченской стороне состоит из иностранных наемников: арабов, украинцев, прибалтов, даже китайцев. Находятся и те, кто утверждает, будто собственными глазами видел боевиков-негров. В доказательство приводятся радиоперехваты переговоров на арабском языке, загранпаспорта, найденные у убитых боевиков, и даже остатки сала, обнаруженные после ухода боевиков в их убежищах.
В ноябре 1999 в очередном сюжете из Чечни журналист рассказывал о радиоперехвате арабской речи. Камеру навели на рацию в доказательство того, что в Чечне воюют наемники из ближневосточных стран. И действительно, из рации сквозь бульканья доносились голоса, но только разговор шел… на чистейшем чеченском языке. Позже подобных казусных сюжетов было немало показано по всем телеканалам. В частности, в начале февраля такой же сюжет, только на этот раз с «афганским» наемником, несколько раз демонстрировало НТВ.
Что же касается сала, которое периодически находят на оставленных боевиками позициях, то здесь, вероятно, речь идет о следующем. Чеченцы, как и все мусульмане, не едят сала. Но примерно в начале осени 1999 года на Грозненском рынке появился отменный деликатес — копченый бараний курдюк, внешне действительно напоминающий свиное сало. Стоит он по чеченским меркам недешево: 100—120 р. за кг, но благодаря своей питательности хватает этого килограмма надолго.
Вероятно, что, готовясь к длительной жизни в походных условиях, боевики запаслись этим «салом» впрок, что и привело к созданию мифа о боевиках-немусульманах, подкрепляющихся в промежутках между боями свиным салом.
Миф № 2
«А вы нас не покинете?»
Один из самых распространенных мифов, который военные и политики приводят в качестве основного доказательства своей благой миссии в Чечне, — это рассказы о мирных жителях, с восторгом встречающих федералов и чуть ли не посыпающих танки мукой и конфетами (традиция встречать гостей подобным образом, кстати, принадлежит народам Средней Азии и в Чечне никогда не практиковалась).
Примечательно, что практически все, кто по долгу службы имеет отношение к Чечне — от Чубайса до генерала Трошева, — повторяют уже набившую оскомину фразу, с которой-де местные жители к ним обращаются: «А вы не покинете нас? Вы не уйдете, как тогда?» Помнится, генералу Трошеву даже подарили новенький портрет Путина в рамочке в одном из высокогорных сел Чечни. Откуда он взялся, этот портрет в маленьком горном ауле, куда даже автомобильная дорога не проложена, непонятно, но суть не в этом.
Мне приходилось быть свидетельницей многих и многих встреч федералов с мирными жителями Чечни, будь то в Грозном, в Самашках, в Комсомольском или в более лояльных Урус- и Ачхой-Мартане. И нигде я не видела тех теплых встреч, что время от времени демонстрирует телевидение.
Как правило, встречи с федералами проходят по следующей схеме: в сопровождении БТР и «уазиков», прикрываемые с воздуха вертолетами, приезжают в очередное село генералы или «кошманы» почти всегда с несколькими чеченоязычными начальниками (обычно это главы администраций или префекты). Передавая друг другу слово, произносят речь, а в это время в толпе мирных жителей тихо сквозь зубы сыплются проклятия в их адрес.
Миф № 3
«Белые колготки»
Миф о «белых колготках» родился еще во времена Первой мировой войны. А в первую чеченскую о неуловимых прибалтийских биатлонистках, стреляющих только в голову или в пикантное место, ходили самые зловещие слухи: и с пленными беспощадны, и стреляют без промаха. Вот только проблема в том, что ни один человек ни в ту войну, ни в эту не видел воочию, загадочных снайперш, скорее всего порожденных чьей-то больной фантазией.
Впрочем, один очевидец пленения и расправы над парой «белых колготок» все-таки нашелся. Житель подмосковного Жуковского утверждал, что воевал в Чечне, был в плену, причем чеченцы поили его почему-то вином вместо воды, при этом зверски избивали. Интервью с ним публиковали в газетах. Так вот, этот товарищ утверждал, что не только видел «белые колготки» собственными глазами, но и присутствовал при их казни федералами: вроде бы их привязали к танкам и растерзали.
Потом выяснилось, что в Чечне он никогда не был, о плене только слышал, а «белые колготки» скорее всего привиделись ему в кошмарном сне. Во времена же описанных событий он лечился во владикавказской психбольнице. Об этом случае рассказал Вячеслав Измайлов, военный обозреватель «Новой газеты», добавив, что очень долго в Чечне искал следы присутствия пресловутых биатлонисток, но, кроме массы разных небылиц, ничего не обнаружил.
Миф № 4
О стукачах и сексотах
В последней поездке в Чечню мне довелось услышать забавную историю.
После знаменитого грозненского прорыва один из раненых боевиков вернулся домой. Отец на радостях зарезал барана, чтобы отпраздновать возвращение сына. Вечером к воротам дома боевика подкатил БТР, и омоновцы окружили старика, как раз обделывавшего мясо.
— Дедушка, мясом поделишься? — спросили они.
— Поделюсь, — ответил старик.
Омоновцы схватили полтуши мяса, поблагодарили старика и со смехом сказали: «Мы тоже тебе кое-что подарим». И вытащили за шиворот из БТР соседа старика. Оказывается, тот, узнав, по какому случаю праздник по соседству, пошел к федералам и настучал: так, мол, и так, домой вернулся боевик, примите меры. Даже вызвался показать дом, в котором бандит живет. А омоновцы, подобревшие от щедрости старика, попросту «сдали» его.
Стукачей чеченцы ненавидят генетически. Еще с советских времен в каждом селе есть «меченые», про которых все знают: они стучали тогда (при коммунистах), а значит, будут стучать и теперь. Рассказывают, что по их наущениям федералы задерживают на блокпостах молодых людей, что по их подсказкам проводятся т. н. адресные зачистки. Даже утверждают, будто бы сами федералы по секрету жалуются на «ходоков», мол, достали они уже нас своими доносами.
Не знаю, где в этих рассказах правда, а где ложь, но этой зимой в Урус-Мартане произошло, на мой взгляд, знаковое событие: в центре города установили два массивных ящика для анонимных сообщений. Говорят, каждый вечер их опустошают местные силовики, а по горячим следам ловят «затерявшихся среди мирных жителей боевиков».
Майнат АБДУЛАЕВА
03.04.2000
http://2000.novayagazeta.ru/nomer/2000/13n/n13n-s17.shtml
Chechenews.com
12.09.17.