Дождь стоит стеной, 00.10. Слышны сирены и уже понятно, что с минуты на минуту начнется…
Мы все этого ждали – санкция властей на проведение митинга истекла в полночь.
Проспект Руставели как будто вымер. Или замер. Здесь только почти бесшумное передвижение спецназа, блестят каски и щиты. И вдруг понимаешь, что полицейских ОЧЕНЬ много. Еще секунда, и раздался неопределенный гул, звуки выстрелов – это резиновые пули, главная улица грузинской столицы осветилась и покрылась облаком дыма. Это слезоточивый газ. Хаос. Активисты оппозиции с пластмассовыми трубами и древками флагов в руках. Кто кого лупит, кто падает, кто куда бежит – совершенно непонятно. Люди понеслись по Руставели – врассыпную. Они знали, что так будет. И были готовы.
Была готова и организатор «народного протеста». Нино Бурджанадзе исчезла с проспекта Руставели, как только появился спецназ. Ей позволили сбежать. Вместе с ней сбежала и семья бывшего спикера грузинского парламента. «Кортеж», по данным МВД, ехал по людям.
По дороге предположительно сын оппозиционного лидера –Анзор Бицадзе – раздавил полицейского насмерть. Грузинские правоохранительные органы распространили подтверждающее это видео, которое еще предстоит изучить.
Этой ночью человечность не проявила ни одна из сторон. Хотя, как говорят наблюдатели, могло быть гораздо хуже.
После разгона еле выбралась на проезжую часть, нашла машину. Перманентно звонящий телефон сообщил, что коллеги-операторы в больнице, а телекамеры сломаны. Зато все живы. В 2 часа ночи – брифинг в МВД. Там нам сообщают, что 19 пострадавших в стабильном состоянии находятся в больнице. «Свобода слова и собраний в Грузии уважаются. Но проводить митинги необходимо в соответствии с законом. Мы предупреждали…». В общем, все ясно. С точки зрения закона, разгон был оправдан. Но жуткая картина утопающего в газе и дожде центра города вызывает тошноту.
Здесь всё это уже видели. И давно надоело. В Тбилиси протестов и акций не хотят. Особенно коробит тот факт, что оппозиционное движение пожертвовало людьми. Теми, кто стоял перед парламентом потому, что искренне верил в идею другой Грузии. Их очень немного – тех, кто искренне поверил в ЭТОТ протест, насквозь фальшивый. но такие наверняка были.
Инициаторы митингов, стартовавших еще 21 мая, пошли ва-банк, потому что поняли: без столкновений с полицией не будет скандала. А другого пути хоть чего-то добиться не было. Вот и добились. Теперь уже сообщается о втором погибшем. Активисте оппозиции.
26 мая в Тбилиси пройдет военный парад, посвященный Дню Независимости. На том самом, многострадальном проспекте Руставели. Подчищенном и умытом. Вероятно, против Нино Бурджанадзе и ее сына будет возбуждено уголовное дело.
Ну а Грузия, возможно, получит тайм-аут. До следующего бессмысленного, глупого митинга, устроенного для удовлетворения очередных амбиций очередных «борцов за демократию».
Екатерина Котрикадзе, корреспондент
«Эхо Москвы» в Тбилиси
26.05.2011