Милостыня ничего не убавляет от имущества.
Каждый человек будет находиться в сени своих
пожертвований, пока не закончится суд над людьми.
(Хадисы от Муслима — 1, Ибн Хиббана и аль-Хакима — 2)
Завершая свой читательский разбор романа И. Кодзоева «Сулумбек Сагопшинский», отмечу, что он, на мой взгляд, имеет два недостатка. Во-первых, он, зародившийся в душе писателя на языке предков, не имеет своего творческого двойника на ингушском языке. Надеюсь этот недостаток будет со временем устранен самим Иссой или другим ингушским переводчиком. Первый вариант более предпочтителен, потому что роман в готовом виде покоится в душе писателя на ингушском языке. Эх, выпустить бы его на волюшку…
Второй недостаток связан с именем английского «абрека» Робин Гуда. Работая над статьями о Сулумбеке Сагопшинском, пришлось заново перечитать баллады, исторические хроники и другие материалы об этом самом знаменитом в мире благородном разбойнике.
Итак, абреки Робин Гуд, Сулумбек Сагопшинский и Зелимхан Харачоевский. Что их, разделенных в пространстве и времени протяженностью в шесть – семь веков, объединяет и разъединяет? Они отважно и благородно, совершенно бескорыстно и бескомпромиссно боролись против притеснителей народа в лице богатеев, церковников и доносчиков. Все изъятое в результате своих набегов они раздавали обездоленным, помогали соединиться любящим сердцам, оказывали содействие больным и поддержку оскорбленным властью.
Однако в истории благородного разбойника Робин Гуда, практически, невозможно отделить факты от вымысла, реальность от легенды, сплавленные за прошедшие столетия в единое целое творчеством народа, историков, писателей и режиссеров.
Наши абреки-воители – совершенно реальные люди. Сохранились дворы, в которых они родились и жили. Их потомки по отцовской и материнской линии живут рядом с нами. Есть архивные документы и публикации в газетах периода их абреческой деятельности, а ее время отстоит от нас всего в сто лет, в отличие от семисот лет, прошедших после жизни Робин Гуда.
Дальше начинаются более существенные различия. В балладе «Посещение Робин Гудом Ноттингама» (другое название «Робин Гуд и лесники») наш разбойник, которому в то время было всего-то 15 лет, из-за пари о меткости убивает 13 лесников и калечит двоих. В жизни Сулумбека Сагопшинского и Зелимхана Харачоевского нет ни единого подобного факта расправы с кем-либо из-за никчемной ссоры или же пари для доказательства своей молодецкой удали, силы или меткости.
«Робин Гуд — Бич епископов и богачей», также неустанно вел войну и с шерифом Ноттингамским, но при этом никогда не посягал на власть короля. Напротив, благородный разбойник относился к законному властителю Английского королевства с глубочайшим почтением и, встретившись с ним в Шервудском лесу, верноподанически склонял перед ним колени. В свою очередь, и король, судя по балладам и хроникам, очень дружелюбен с Робин Гудом и даже приглашает его к своему двору («С блестящей свитою король…»).
Может ли кто-нибудь представить себе Сулумбека Сагопшинского или Зелимхана Харачоевского в лакейской ливрее или генеральских аксельбантах, склоняющим колени перед императором Всея Руси?! Подобное даже вообразить себе никак невозможно!.. Они страшатся только Господа, и лишь перед Ним склоняют колени. Цель и смысл их жизни состоял в том, чтобы, как говорил абрек-воитель Сулумбек, «воевать с русским царем, пока справедливость не восторжествует».*
Да, Робин Гуд благородный, но разбойник, а побратимы Сулумбек Сагопшинский, Зелимхан Харачоевский и другие кавказские абреки – это партизаны. В отличие от Робина, главным направлением их борьбы было противостояние иноземным захватчикам. Один этот несомненный факт на порядок возвышает значимость личностей кавказских абреков и их борьбы за свободу и независимость своего Отечества. Робин Гуд такими подвигами не отметился. Во всяком случае, в самих балладах и исторических хрониках о благородном разбойнике нет подобных упоминаний.
Чтение баллад и материалов о разбойнике Робин Гуде подвело меня к осознанию второго весьма-таки существенного «недостатка» романа «Сулумбек Сагопшинский» – это отсутствие одноименного сценария, по которому будет снят фильм и сделаны постановки спектаклей в театрах о героической жизни ингушского абрека.
Представьте себе, что разбойнику Робин Гуду посвятили свое творчество тринадцать писателей, в том числе Вальтер Скотт и Александр Дюма. За период с 1922 по 2010 годы было снято шестнадцать кино- и телефильмов, пять телесериалов, шесть мультфильмов, один документальный фильм и даже разработаны семь компьютерных игр.
Не умаляя, а отдавая должное личности и подвигу легендарного и благородного «абрека» Робин Гуда, не испытываю ни малейшего раболепия перед его художественным образом, созданным народным творчеством, историками, писателями и режиссерами. Считаю, что не в меньшей, а в гораздо большей степени, чем разбойник Робин Гуд, наши абреки-воители – Зелимхан Харачоевский и Сулумбек Сагопшинский, заслуживают чести войти в сердца миллионов зрителей во всем мире через кино- и телеэкраны и мониторы виртуальной всемирной паутины.
Естественно, это требует немалых финансовых затрат. И в этой связи можно сказать, что у обладателя богатства всегда есть выбор: или ты цепной пёс, стерегущий свое добро, или благотворитель, преумножающий материальное и духовное богатство как себя лично, так и собственного народа. История человечества дала множество примеров, когда рядом с именами выдающихся Мастеров слова, образов и смыслов в разных областях культуры навсегда остались имена меценатов, давших им возможность творить.
Однако души подавляющего большинства ингушских и чеченских богатеев пока еще пребывают в состоянии комы с неизвестной датой выхода из нее. Возможность реальных героев – абреков Сулумбека и Зелимхана, героев Пауля и Инала, созданных воображением режиссера Мустафы Бекова (киносценарий «Враги»), шагнуть в сердца миллионов зависит, в первую очередь, только от нас – вайнахов, от нашей духовной способности и готовности оторвать от своего материального благосостояния лишь малую толику… Сие благое деяние всенепременно будет зачтено Всевышним, ибо «Благотворящий… дает взаймы Господу; и Он воздаст ему за благодеяние его».**
Но это – дело неведомого будущего. В реальности, сегодня, ингуши просто обязаны воздвигнуть памятник Сулумбеку в с. Сагопш. Первую скрипку в организации этого благого деяния, сборе денег, подборе скульптора и решении прочих вопросов должен взять на себя родной тейп Сулумбека – Гоандлой. В вашем роду не было более достойного мужа, который одновременно являлся бы и духовным достоянием всего ингушского народа. И потому памятник ему должен быть всенародным, воздвигнутым на его пожертвования. Да поможет нам Всевышний!..
В завершение — несколько слов о чисто религиозном аспекте рассмотренной темы. На первый взгляд, название статьи и ее идейная направленность не имеет отношения к абрекам. Опровергну это предположение хадисами пророка Мухаммада (САС), которые не нуждаются в комментариях:
а) «Самый лучший джихад – справедливое слово, сказанное перед жестоким тираном правителем» (Ахмад и ат-Табарани);
б) «Аллаху отвратен тот муж, который, подвергшись нападению в собственном доме, не борется».***
В дополнение к идеям хадисов приведу собственное рассуждение, основанное на логике. Родина – это, прежде всего, народ ее населяющий и являющийся творением Бога, Который создал для него и среду обитания – горы, реки, озера, равнины, леса, недра с их ресурсами и т.д. Историю народа также творит Всевышний. И за тысячелетия своей истории народ создает свое духовное и материальное богатство, передавая его от одного поколения к другому. В таком случае, разве может человек, причисляющий себя к правоверным приверженцам ислама, не любить свою Родину – чудо, сотворенное Господом?!..
Не имею права обвинять ингушских Iаьдалхой – власть имущих, в безверии, потому что «Обвинение в неверии является правом Аллаха, а затем Его посланника (САС), которое основывается на шариате, а не на словах кого-либо» (Шейх Ибн аль-Къайим «Мухтасар ас-Сауа’икъ» 494). Однако меня гложут сомнения в их приверженности исламу из-за того, что Iаьдалхой по преимуществу озабочены лишь тем как обобрать народ – творение Аллаха. Во-вторых, они практически не предпринимают никаких мер для разрешения проблем, связанных с ликвидацией последствий геноцида ингушей в 1944 и 1992 годах.
Хамзат Фаргиев
13 июня 2018
https://www.proza.ru/2018/06/13/523
Примечания
* Исса Кодзоев. Сулумбек Сагопшинский. Назрань, изд-во «Пилигрим», 2011.
** Книга Притчей Соломоновых, 19 : 17.
*** Ас-Суюти, «Джами’у аль-Ахадийс», 6831; Аль-Муттаки аль-Хинди, «Канз аль-Уммаль», 7071. Информацию о источниках этого хадиса и о отношении ислама к понятию любовь к Родине по моей просьбе предоставил знаток исламского вероучения Муса Абадиев. Даьла раьза хилва Муса, Дала беркате долда Iа дийша, дешаш доа Iилма!
+++
Обложка романа в исполнении его иллюстратора Айшат Даурбековой.
+++
Здесь — шестая статья о романе И. Кодзоева «Сулумбек Сагопшинский».
Первая — «Героя колыбель и могила — земля отцов всецело» —
http://www.proza.ru/2018/03/26/533
Вторая — «Все религии — это разные двери в один и тот же дом» —
http://www.proza.ru/2018/04/09/519
Третья — «Сулумбек — Ломом Подпоясанный» —
http://www.proza.ru/2018/05/07/475
Четвертая – «Доблестью и честью проторен путь к бессмертью» —
http://www.proza.ru/2018/05/21/349
Пятая — «Телу героя — истлевать, духу — вечно в славе пребывать» —
https://www.proza.ru/2018/06/11/445
Chechenews.com
14.06.18.