Дорогие братья и сёстры, предлагаем вашему вниманию работу нашего брата Халида Аш-Шишани, посвященную ошибкам, которые были допущены муджахидами в Чечне.
Работа объёмная, и, естественно, не избавлена от недостатков, тем не менее, важность её сложно переоценить. Насколько мы можем судить, это первая работа такого плана. Безусловно, она требует критического анализа и продолжения и углубления. В любом случае мы просим Аллаха Всевышнего чтобы Он воздал Халиду благом за его труд и сделал его полезным исламу и мусульманам. Надеемся, что этот труд будет полезен мусульманам в Чечне и на Кавказе, да и всем русскоговорящим мусульманам.
Причины поражения муджахидов в Чечне
С Именем Аллаха, Милостивого, Милосердного. Хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословения Аллаха Его посланнику, нашему предводителю Мухаммаду, его семье, его сподвижникам и их последователям.
Данный текст является разъяснением причин нашего поражения в Чечне. Ошибки будут рассматриваться в хронологическом порядке. Это будет достаточно откровенный разговор, который, скорее всего, будет тяжел для сердец многих наших братьев и сестер, потому что все мы — чеченцы — потеряли очень многое в ходе этих событий, что оставило глубокие шрамы в наших сердцах.
Некоторые братья уговаривали меня не публиковать этот текст, будучи согласными с его содержанием, однако аргументируя свои уговоры тем, что, по их мнению, основная масса наших братьев и сестер не готовы к правде, и что люди не смогут принять ее и просто возненавидят меня даже из-за простой констатации фактов.
Однако я вижу своей обязанностью перед Аллахом разъяснение моим братьям и сестрам этого крайне важного вопроса. Наша молодежь и народ нуждается в правде, чтобы они знали об ошибках, которые непозволительно повторять впредь. Если мы не уясним эти ошибки, то в будущем они будут повторяться, и мы вновь потерпим поражение, так и не поняв истинных причин.
Этот текст предназначен для искренних людей, которые имеют достаточно имана, мужества и ума для справедливого суждения и признания своих ошибок.
Прошу Аллаха даровать нашим дорогим братьям и сёстрам искренность и ясность мышления, чтобы принять истину, какой бы горькой или удивительной она ни была и от кого бы ни исходила. И прошу Аллаха даровать пользу мусульманам от этого текста и защитить от неправильного понимания. Также прошу Аллаха принять шахидами всех тех, кто погиб трудясь на Его пути, и тех невинных, кто был убит агрессором и оккупантом — Россией.
В 1999 году началась вторая война между Российской Федерацией и Чеченской Республикой Ичкерия. После начала этой войны войска мусульман Чечни (не только чеченцы, но и кавказские, арабские и другие добровольцы) были разгромлены, а в Чечне была установлена российская оккупационная власть. И с тех пор наш народ живет в унижении и бесправии под сапогом путинского режима. Остальные же мусульманские народы Кавказа находятся в состоянии униженных бесправных колоний России уже веками.
После поражения во второй войне муджахиды продолжили сопротивление уже в подпольном режиме. Но после многих лет борьбы подпольное движение джихада также было уничтожено по многим причинам.
Нам необходимо выявить причины тех поражений, прежде чем наступит очередной исторический этап сопротивления, чтобы не повторять эти ошибки снова во время нашей борьбы. Поистине, очень много потерь было понесено мусульманами Чечни в прошлых войнах без достижения цели, и произошло это, несомненно, не из-за численности и мощи врага, а из-за отклонений и ошибок самих муджахидов.
Всевышний Аллах говорит в Коране:
«Когда несчастье [поражение в битве при Ухуде] постигло вас после того, как вы причинили вдвое большее несчастье, вы сказали: «Откуда всё это?». Скажи: «От вас самих»» (Áлю Имран (Семейство Имрана), 165-й аят);
«Любое бедствие постигает вас лишь за то, что приобрели ваши руки, и Он прощает вам многое». (Совет, 30).
И поистине, Аллах дарует победу тем, кто ведет джихад в соответствии с Его шариатом. И сколько раз мы видели в нашей богатой исламской истории, как малочисленные силы муджахидов побеждали в войнах против огромных империй и армий врагов.
«Те, которые были убеждены в том, что встретятся с Аллахом, сказали: «Сколько малочисленных отрядов победило многочисленные отряды по воле Аллаха!». Ведь Аллах — с терпеливыми». (Корова, 249).
Полное поражение настигает мусульман лишь тогда, когда ослушиваются Аллаха и отходят от Его законов. И речь идет не о битвах, поражение в которых бывает порой испытанием и очищением, а о полном поражении в войне, когда над мусульманской страной и народом устанавливается вражеская кафирская власть, мусульманская армия уничтожается, мусульманский народ унижен, Шариат заменяется на кафирские законы. Подобное полное поражение является наказанием за великую несправедливость людей по отношению к самим себе, заключающуюся в ослушании Всевышнего Аллаха и отдалении от Его шариата. И речь идет не о каких-то личных грехах людей, которые, несомненно, мешают в деле победы, однако речь идет об основах манхаджа (методологии, пути), которые нарушаются лидерами джихада и народа, что приводит к полному краху государства, организации и поражению всего народа.
Отклонения и ошибки, из-за которых нас постигло поражение, начали проявляться уже после победы Чечни над Россией в 1996 году. В том году Аллах даровал нам победу, потому что мы сражались едиными рядами под единым командованием, как того и требует Шариат. Страна была освобождена от оккупантов. Но после этого различные группы муджахидов и лидеры, которые были едины во время первой войны, разделились, и каждая группа стала заниматься своими делами, не способствовавшими единству.
РАСКОЛ
У большинства лидеров и основных амиров (вне зависимости от национальности) отсутствовали минимальные шариатские и политические знания для построения чего-то большего, чем военная группа. Кто-то был ослеплен жаждой власти, кто-то обидами, кто-то такфиризмом, а кто-то был просто некомпетентен. И вместо того, чтобы после победы вместе двигаться к построению шариатского государства, группы отдалились друг от друга, и различные районы Чечни были взяты под контроль независимыми от правительства ЧРИ и друг от друга группами.
В начале 1997 года прошли выборы президента (слово президент значит глава, и не является запрещенным в исламе). Зелимхан Яндарбиев, являвшийся после гибели Джохара Дудаева исполняющим обязанности президента, пытался договориться с другими лидерами чеченского джихада, такими как Аслан Масхадов, Шамиль Басаев и т. д., чтобы они выдвинули его едиными кандидатом. И в таком случае это по сути были бы не запрещенные Шариатом демократические выборы, а нормальное шариатское избрание собранием лидеров чеченского народа (ахлю-ль-халли ва-ль-акд). Но они отказались от предложения Яндарбиева и один за другим выдвинулись в кандидаты на пост президента, и превратили это в демократические выборы, где участие принимают все подряд, в том числе далекие от политики и Шариата простолюдины, некомпетентные для выбора правителя.
Среди кандидатов помимо Яндарбиева были Шамиль Басаев, Аслан Масхадов, Мовлади Удугов, Ахмед Закаев и многие другие. Некоторые из кандидатов не стеснялись в использовании взаимных публичных оскорблений, унижений, сбора компромата друг на друга и взаимных обвинений. И доходило просто до абсурда, например, один из известных кандидатов тогда обвинил Аслана Масхадова в «ваххабизме».
Спустя годы один из бывших кандидатов скажет, что стремился стать президентом потому, что знал, что порядок в республике можно навести только силовым путем, и что он знал, что никто из чеченских лидеров, кроме него, не был готов сражаться против других чеченцев, мешающих установить порядок и строить государство. Но в действительности, для этого ему не нужно было становиться президентом. Ему было достаточно стать одним из высокопоставленных государственных должностных лиц, что ему было гарантированно обеспечено, и он мог бы с такой позиции от имени государства законным образом наводить в стране порядок силовыми методами, тем более что у него и без должностей было собственное войско, являвшееся одним из самых боеспособных в Чечне, и достаточное для наведения порядка.
По итогам выборов правителем был избран Масхадов. После этого другие кандидаты вместо того, чтобы объединиться вокруг президента, избранного на признанных ими законными выборах, помогать в построении государства и вместе исправлять ошибки, стали действовать против правительства. Некоторые, в лучшем случае, просто отошли в сторону и не стали ничем помогать. Кто-то из лидеров был обижен на остальных по некоторым причинам, и поставил личные обиды выше построения шариатского государства. Другой не смирился с тем, что власть досталась не ему.
Таким образом эти лидеры разъединили чеченцев на различные противодействующие друг другу лагери. Устраивались митинги друг против друга, захватывались административные объекты, случались перестрелки.
Всевышний Аллах сказал в Коране: «Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь». (Семейство Имрана, 103);
«Повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику и не препирайтесь, а не то вы падёте духом и лишитесь сил. Будьте терпеливы, ибо Аллах — с терпеливыми» (Трофеи, 46).
Лидеры народа были обязаны объединиться вокруг Яндарбиева до выборов, не разжигать фитну, не разделять ряды и не превращать всё это в демократические игры и борьбу за власть. Затем, когда они отказались от объединения вокруг Яндарбиева и выдвинули каждый свою кандидатуру, и захотели решить этот вопрос путем всенародных выборов, и на этих выборах победил Масхадов, и уже сделали то, что сделали, то они должны были в этой ситуации уже объединиться вокруг победившего Масхадова, так как теперь уже он стал официальным главой народа и государства как в глазах народа, так и в глазах России и международного сообщества. И обязаны были работать для построения шариатского государства все вместе, поддерживая друг друга в благом и исправляя ошибки, искать компромиссы, акцентируя внимание на том, что объединяет, а не на разногласиях.
Что касается демократических методов, то, конечно же, чеченские лидеры должны были отказаться от этой демократической игры и сразу же еще 1996 году после окончания войны утвердить Яндарбиева президентом, и сразу провести шариатскую реформу государства, немедленно приведя конституцию и государственное устройство в соответствие Шариату. Но они не видели ничего шариатски запретного в тех демократических методах.
Чеченских военно-политических лидеров того времени можно условно разделить на две категории: первую категорию, по сути, можно отнести к «ихванам» — они были фактически последователями манхаджа движения «Аль-Ихван аль-Муслимин», — к ним можно отнести, например, Зелимхана Яндарбиева и Джохара Дудаева; вторая категория была так называемыми «джахилями» (незнающими), которые имели отдаленное представление о каком-либо манхадже вообще, и руководствовались больше своим личным видением целесообразности того или иного шага.
Также была другая значительная сила, которая, однако, была далека от политики вообще — так называемый «Джамаат». Это слово в то время в Чечне объединяло под собой группы, называвшиеся «ваххабитами». Надо отметить для молодежи, что ни Басаев, ни Хаттаб, ни Гелаев, ни Радуев не относились к «Джамаату».
Если основателей чеченского государства можно отнести к «ихванам», то «Джамаат» можно отнести к так называемым «саляфитам-джихадистам».
Среди них было большое влияние такфиристов, которые считали ЧРИ тагутом, и отказывались от подчинения чеченскому правительству.
Амиры «джамаатов» должны были вести диалог с Масхадовым и другими лидерами, чтобы постараться найти компромиссы для общей работы в направлении построения государства, но вместо этого «джамааты» тоже стали саботировать чеченское государство.
Лидеры чеченского народа были мусульманами, более того, лидерами успешного и победного джихада. И ваджибом (обязанностью) каждого муджахида было подчиняться и помогать правителю-мусульманину в дозволенном, и делать всё, что в его компетенции для исправления ошибок. Я понимаю, что такфиристы не согласятся с этим и найдут за что ухватиться для такфира и Дудаеву, и Масхадову. Даже Докке Умарову некоторые дагестанские бойцы «Имарата Кавказ» в 2016 году выносили такфир за его слова «наши братья» в адрес правительства Турции, и я лично дискутировал с ними на эту тему, после чего у них не было доводов для такфира ни Докке, ни Джохару, ни Аслану Масхадову, потому что эти дагестанские братья не были слепыми упрямцами, и приняли мои доводы. Но это уже другая объемная тема. Говоря коротко: такфир личностям и группам, позиционирующим себя мусульманами, достаточно сложная и очень опасная тема, которой не имеют права заниматься рядовые муджахиды и амиры групп, не имеющие должного шариатского образования, и порой даже ученые ошибаются в вопросах такфира и разногласят между собой в этой теме.
БЕЗЗАКОНИЕ
После окончания первой войны до начала второй было 3 межвоенных года, за которые не было сделано должных шагов для установления Шариата и наведения порядка в республике, где после окончания войны разгулялся бандитизм и анархия. Созданные шариатские суды, «Шариатская гвардия», Служба Национальной Безопасности и другие структуры не могли быть эффективны без единства среди основных лидеров. Вчерашние муджахиды, вместе добывшие победу, стали раздробленными группировками, враждующими друг с другом.
Что касается функционирования Шариата, то в своё время Джохар Дудаев, затем и Зелимхан Яндарбиев, затем Аслан Масхадов — каждый во время своего правления объявлял Шариат. Также, например, Масхадов постановил привести в соответствие нормам Шариата все сферы государственного устройства ЧРИ. Но объявление Шариата ничего не давало в тех условиях, когда отсутствуют или нет в достаточном количестве людей, обладающих достаточным шариатским образованием, чтобы судить и выносить решения по Шариату, и когда у правителя нет политической воли для решительных действий для установления порядка, и когда разобщенные группировки во главе со вчерашними героями джихада разделяют ряды, не подчиняются правителю и потворствуют анархии.
Различными преступными группировками отнимались квартиры у мирных людей, совершались грабежи.
Повсеместно происходили похищения людей с последующим требованием выкупа. Похищались как чеченские мусульмане, так и мирные русские немусульмане, пожелавшие остаться жить в свободной Чечне. Похищенным порой отрезались пальцы и уши. Убивались иностранные волонтеры, помогавшие народу. Например, 17-го декабря 1996 года в 4 часа утра в селении Новые Атаги были расстреляны из пистолетов с глушителями шесть сотрудников Красного Креста, пятеро из них — женщины.
Сегодня некоторые братья любят приписывать абсолютно все эти деяния российским спецслужбам. Но в таком случае значит ли это, что амиры «джамаатов» тоже были агентами спецслужб? Ведь нам, чеченским муджахидам, которые трудятся сегодня рядом с ветеранами чеченского джихада, в том числе «Джамаата», доподлинно известно, что этими бандитскими деяниями, помимо различных «джахильских» банд, занимались и «джамаатовские» группы. Конечно же они не были никакими агентами спецслужб, — во время второй войны и после нее во времена подполья эти амиры «Джамаата» вместе с другими амирами сражались до конца, вплоть до своей смерти, перенося тяжелые условия жизни в горных лесах — агенты спецслужб так себя не ведут. Эти люди были искренними, однако, к сожалению, были из числа невежественных, чрезмерствующих преступников.
Однако были ли рядом с этими амирами люди, которые советовали им различные деяния, дискредитирующие чеченское сопротивление и выгодные для врага, и которые после покидали ряды сопротивления? — Были. Использование агентов, внедренных в группы сопротивления, и использование преступных группировок на территории врага для дестабилизации обстановки является одним из методов российских спецслужб. Но часто такая вредная для джихада и полезная для врага бандитская деятельность велась вчерашними муджахидами без участия каких-либо спецслужб — они считали дозволенной и даже поощряемой такую деятельность, и им даже давали фатвы на подобные преступления. Это обычное дело для такфиристского манхаджа, который главенствовал в «джамаатовских» группах. И даже многие «джахильские» бандитские группы, многие из которых и не участвовали в войне и любили называть себя «мафией», ссылались на фатвы такфиристов, оправдывая свою преступную деятельность.
Похищения людей с целью выкупа были одобрены близким Арби Бараеву «муфтием», которого звали Джунейда. Но они не остановились на этом, и этот «муфтий» дал фатву о дозволенности взятия наложниц из числа немусульманского населения Грозного. Они дозволяли брать наложниц из числа немусульман, которые жили в ЧРИ, которых по Шариату, наоборот, нужно было взять под защиту как граждан государства мусульман, а не грабить, похищать и брать из них наложниц. (Подчеркну на всякий случай, что это происходило после первой войны. До нее к русским в Чечне относились хорошо). Тема наложниц сложнее, чем думают многие братья, и, коротко говоря, сегодня никто из мусульман где бы то ни было в мире не имеет шариатского права брать наложниц. И лучше бы братья сегодня заботились об освобождении наших сестер из плена кафиров, чем об удовлетворении личных страстей.
Надо отметить, что многие чеченские исламские студенты и шариатские деятели, например, Абдуррахман Гойтинский, были против вышеописанных явлений.
Происходили разборки между различными группировками, доходившие до взаимных убийств. Иногда доходило до того, что боевик одной группировки наведывался во двор к боевику другой группировки и производил выстрел из гранатомёта прямо в окно его дома, где могла находиться и вся его семья. Всё это делалось как бандитскими группировками, не участвовавшими в войне, так и бывшими участниками войны. Многие из этих преступников были известны, некоторые являлись криминальными авторитетами, они не скрывались и совершали свои преступления открыто и безнаказанно.
Шариат, объявленный в Чечне, действовал лишь частично, и в основном только в отношении мирных людей, у которых не было своей вооруженной группировки, которая сделала бы его неприкосновенным. Да, на кого угодно можно было подать в шариатский суд, и даже над президентом Асланом Масхадовым в 1998 году проходил шариатский суд, где обвинителями были некоторые другие лидеры, и Аслан подчинялся суду. Но если командир, имеющий свою вооруженную группу, отказывался от суда, то никто не арестовывал его и не ликвидировал его группировку. Такие люди были фактически неприкосновенны. Также сами решения шариатского суда не исполнялись в адрес влиятельных командиров.
Имевшиеся шариатские структуры не были систематизированы и были неоднородны. Например, в одних случаях судьями (кадиями) были такфиристы, которые с легкостью расстреливали мирных мусульман на основе своих решений, принятых ими исходя из своего невежества и заблуждения. В других случаях судьями, выносящими смертный приговор в отношении мирных людей, могли быть военные командиры, которые не имели даже представления хотя бы об основах Шариата. И порой даже те судьи, имевшие какое-то шариатское образование и являвшиеся имамами мечетей, были некомпетентны и не знали элементарных вещей.
Источник: lamro.org
Chechenews.com
10.04.19.