Хасмагомед Цугаев родился в Урус-Мартане, по паспорту — в 1909 г., а в действительности — в 1905 году.
В 1909 году Цугаевы переселились в Гехи-чу, где у них были пастбищные земли от седьмого предка Бакара. Жили там до выселения в 1944 г. и после возвращения из ссылки с 1957 по 1959 г.г.
Род и семья Цугаевых были активными участниками общественно-политической жизни Чечни. Так, прадед Хасмагомеда — Салам во времена Имамата являлся наибом, а шестой предок — Цухаш увековечил свое имя в чеченском эпосе «Бокаран Цухашан илли».
Цугаевы всегда выделялась художественным, духовно-лирическим «нравом», тягой к изучению, выразительному пересказу и исполнению фольклорных произведений. Все его четверо детей унаследовали профессионализм отца и в сущности были народными артистами.
С семилетнего возраста Хасмагомед обучался арабской грамоте у дяди по отцу Аба – муллы, затем — в Урус-Мартановском медресе шейха Солса-Хаджи до его закрытия в 1926 г. Параллельно, с 1924 г. учился в начальной, а затем и в семилетней школе, которую окончил в 1931 году. Уже работая учителем, обучался на учительских курсах в Михайловске.
Среди рукописных бумаг Хасмагомеда имеется список, расписанный по годам жизни и месту жительства 143 известных чеченских ашугов, балалаечников, гармонистов, трубачей и скрипачей.
Самым старшим в этом списке является Арсамеков Шовдалби из Бена-Юрта, проживший с 1848 года по 1926 год, а самым молодым — Паскаев Рамзан из Атагов, 1946 г. р.
В годы ссылки, с 1944 по 1957 годы проживал и работал разнорабочим в селе Воздвиженка Семипалатинской области. С 1955 по 1957 г. Хасмагомед с двумя своими сыновьями, 1938 и 1942 г. р., работал в редакции районной газеты.
В ссылке у Хасмагомеда умерли: мать Замза, 1871 года рождения — в 1945 г.; брат Доут-Мирза, 1898 года рождения — в 1944 г.; дочь Марет, 1940 года рождения — в 1945 г.;сын Сайд-Хасан, 1949 года рождения — в 1955 г.
С лета 1957 года Хасмагомед со своей семьей жил в Гехи-чу, работал учителем чеченского языка и литературы. Осенью 1959 года переселился в Грозный. Проживал в полуподвальной квартире во дворе Дома Союза писателей, напротив Дома политпросвещения, позднее — в первом микрорайоне.
С 1960 по 1979 годы, до выхода на пенсию, Хасмагомед работал в Чечено-Ингушском научно-исследовательском институте… внештатным сотрудником, получая зарплату по количеству и объему собранного фольклорного материала, активно сотрудничал с редакцией республиканской газеты «Ленинан некъ» и с Чечено-Ингушским Союзом писателей…
Все источники массовой информации того времени (Чечено-Ингушское радио, телевидение, газеты «Ленинан некъ», «Сердало», журналы «Орга» и «Утро гор») были насыщены фольклорными материалами Хасмагомеда Цугаева.
В 1976 году в соавторстве с Юшой Айдаевым выпустил книгу «Хьекъале дош. Нохчийн кицанаш» — «Мудрое слово. Чеченские пословицы». Во вступительном слове Юша Айдаев признается: «Большинство из 1134 пословиц, вошедших в эту книгу, собраны Хасмагомедом Цугаевым».
Согласно дневниковым записям, собранный Хасмагомедом с 1960 по 1978 гг. чеченский фольклорный материал составил 18831 печатный лист. Это: -145 илли; -119 сказок; -151 большой рассказ; — 957 маленьких рассказов; -278 мехкарийн эшарш, назманаш, зуькарш; -1153 пословицы; -174 загадки; -373 сардам (проклятий); -143 поздравления; -373 крылатых слов, фразеологизмов.
Хасмагомед Цугаев ушел из жизни в мае 1990 года. Он сделал все, что в силах одного человека, чтобы мудрость и опыт ушедших поколений дошли до нас…
(По очерку Хамзата Домбаева).
Chechenews.com
19.05.19.