О жизни чеченки-коммунистки Сажи Умалатовой можно снять фильм – родилась в депортации, работала электросварщицей на грозненском машзаводе «Красный молот», избиралась депутатом, яростно выступала за отставку президента СССР Михаила Горбачева, ругала сменившего его Бориса Ельцина, защищала Верховный совет РФ и т.д.
Сегодня Умалатова продолжает вести активную политическую жизнь – в статусе председателя «Партии мира и единства» участвует в митингах в поддержку Владимира Путина и предлагает «отрезать языки тем, кто порочит православие». Корреспондент «Кавказ.Реалии» обсудила с одной из самых ярких женщин-политиков позднего СССР доверчивость Путина, которого недобросовестные советники убедили повысить пенсионный возраст, и Иосифа Сталина, которому неизвестные силы навязали идею выселения народов.
О Путине и великой России
– Сажи Зайндиновна, в 90-е вы сражались с Горбачевым, а чего добиваетесь сейчас?
– Моя глобальная цель – это великая, неделимая и независимая Россия.
– Путин, если судить по вашим публичным выступлениям, воплощает в себе эти стремления.
– Я Путина поддерживаю с самого его прихода к власти – когда он привел в соответствие с федеральным законодательством и Конституцией РФ нормы субъектов. Он нацелен на то, чтобы сохранить Россию. Именно благодаря ему наша страна сегодня является неделимой.
– К слову, о неделимости. Вы солидарны с действиями Путина во второй чеченской войне?
– Именно благодаря Путину закончилась эта война. Если бы не его воля, не знаю, сколько бы она продлилась и завершилась ли бы вообще.
– И вас не покоробило его выражение «мочить в сортире», которое он использовал, комментируя авиаудары по Грозному?
– Я за то, чтобы мочить врагов и террористов! Не важно, где их мочить. Абсолютно не важно, какой враг национальности или религии. Враг – он и в Африке враг.
– Что хорошего сделал Путин, кроме того, что сохранил «единую» Россию?
– Он привел в порядок российскую армию, которой практически уже не существовало. У нас сегодня сильная и дееспособная армия. Оборонка работает очень хорошо. Мы способны защитить себя.
Путин делает все, чтобы сберечь величие России. Чтобы мы дружили со всеми странами. Однако мир воспринимает нашу самостоятельность как угрозу. Но мы никому не угрожаем!
– Внешняя политика – это, безусловно, важно, но давайте о более земном: разрыв между богатыми и бедными Владимиру Владимировичу сократить удалось?
– Я против того, что десяти процентам населения принадлежат все богатства России. Большинство граждан живут очень плохо. Знаю, что в регионах зарплаты по пять-семь тысяч.
– Наверное, Путин не в курсе, что люди влачат нищенское существование.
– Путин очень хорошо осведомлен о ситуации. Поэтому он и предпринимает шаги по восстановлению промышленности, сельского хозяйства и экономики в целом. Конечно, невозможно реанимировать промышленность за год-два. На это требуется время, но мы не стоим на месте. Россия – богатая и великая страна.
– Действующий президент у руля не год-два, а 20 лет. Когда он стал главой государства в первый раз, я училась в младшей школе.
– Не Путин создавал олигархическую систему, он пришел, когда они [олигархи] уже растащили всю страну, захватили всю собственность… А частная собственность, как говорят американцы, священная корова.
– А сам Путин – бессребреник?
– Путин – президент великой страны. Что значит богат он или нет? Президент – он и есть президент!
– Что же помешало президенту великой страны побороть олигархию?
– Путину помешала разрушенная экономика и оборванные экономические связи, то, что Россия полностью лежала под Америкой. То, что все богатства, включая золотой фонд, Горбачев и его кагэбэшники вывезли из страны. В том числе и пенсионный фонд.
– А пенсионный возраст кто недавно повысил?
– К повышению пенсионного возраста отношусь отрицательно. Да, Путин обещал, что повышения этого порога, пока он президент, не будет. Но думаю, здесь все произошло как обычно: советники главы государства, политологи и экономисты не смогли оправдать свое бездействие (или непрофессионализм) и начали шарить по карманам простых людей. Сложно сказать, кто повысил пенсионный возраст. Но убедили Путина, что так будет хорошо… Почему-то все пытаемся брать с Запада, но Россия – это особенная страна.
О Сталине и СССР
– В начале 90-х вы остервенело выступали за сохранение СССР. Оглядываясь назад, готовы подписаться под каждым своим словом?
– Конечно, готова! Разве не видите, что все, о чем говорила, сбылось? Если бы сегодня существовал СССР, то в мире был бы баланс. В те времена все государства, включая европейские, были самостоятельными. Как только развалили Советский Союз, нарушили баланс. Ни одна страна не может утверждать, что завтра на нее не нападет Америка.
– В Советском Союзе малые народы жили счастливо?
– Вы знаете, очень хорошо жили! И малые, и большие, и средние (образно говорю). Никто не сталкивался в Советском Союзе с дискриминацией.
– И языковой дискриминации не было?
– И языковой тоже!
– Тогда придется прояснить: я бурятка, мой дедушка вспоминал, как в советские годы приходил, например, в поликлинику и спрашивал на бурятском, кто в очереди последний, а ему русские пациентки отвечали, чтоб не лопотал на своем деревенском языке.
– Я не могу поверить в подобное. Это абсурд. Это неправда. В Советском Союзе жили мирно и дружно! Ни я, ни моя семья, ни те, кого я знаю, никогда не сталкивались с дискриминацией. Не знаю, откуда такие слухи берутся. Складывается впечатление, что мы жили в разных странах. Много вымысла. Вообще отличие России от других стран в том, что у нас практически не существовало ни шовинизма, ни национализма (если только его не навязывали извне).
– В нынешней России шовинизм и национализм есть?
– Благодаря нашему президенту Путину нет.
– Летом 2017 года уроженец Дагестана обратился в полицию, поскольку в Химках некая гражданка Зубарева В. Н. обозвала его чуркой и мусульманским террористом. Эта история о чем?
– А разве бывает семья без уродов? Даже в семье случаются конфликты, что ж теперь делать? Если человек разозлился и что-то ляпнул, неужели такой выпад можно принять за массовый психоз? Нет, конечно! Зачем обращать внимание на больных людей? Как говорил Антон Павлович Чехов, к дуракам нужно относиться как к плохой погоде, они будут всегда. Если реагировать на каждого, то никаких сил не хватит. Уверена, хороших людей больше.
– Вы родились в депортации, в Казахстане, при этом обеими руками за СССР. Каково ваше отношение к Иосифу Сталину?
– Александра, хочу вам сказать, что к Сталину я очень хорошо отношусь! Он великий руководитель, о нем еще мир скажет. Этот человек не был зациклен на самообогащении, на каких-то личных корыстных целях и пр. Иосиф Виссарионович создал мощный Советский Союз, благодаря которому много лет мир жил в стабильности и в безопасности. Он установил баланс. Что же касается выселения народов, то да, это трагедия. До сих пор никто не знает, кто был инициатором депортации, кто навязал Сталину эту идею. Соответствующая информация хранится под грифом «Совершенно секретно». Я пытаюсь получить доступ к ней.
«Вы бандиты, предатели, вам здесь жить нельзя»
– Постойте, то есть вы со всей ответственностью заявляете, что Сталин не является инициатором депортации вайнахов?
– Нет, конечно! Сталину это было совершенно не нужно. Только представьте себе: идет страшнейшая война, на кону существование страны, чеченцы же, как вы знаете, очень сильные воины, и вдруг выселяют народ, отзывают воинов. Это могло быть нужно кому угодно, но только не Сталину!
– К выселению Сталин, предположим, непричастен, хотя верится с трудом, но что насчет свободы вероисповедания в Союзе?
– В СССР была абсолютная свобода религии! Моя семья, например, спокойно молилась. Даже предположить не могла, что кому-то что-то запрещают.
– А мечети в советской Чечено-Ингушетии были?
– Если б хотели, могли бы построить. Но об этом даже не говорили. По-вашему, если мечеть возвели, значит, реализовали свободу религии?
– Если человек хочет помолиться в мечети, у него должна быть такая возможность.
– Мечети в Чечено-Ингушетии не было, в Грозном стояла церковь. Но это никому не мешало. Для того, чтобы молиться и верить в бога, обязательно нужны мечети? Мои родители, близкие и все, кого я знаю, – кто верил, тот молился. Мой отец повторял, что богу показуха не нужна. Он был настолько верующим человеком, что говорил мне: «Бога надо бояться под одеялом». Помню, будучи маленькой, ложилась спать и боялась бога под одеялом. (Смеется.) Такая верующая у меня была семья.
– В газетах писали, что в 2013 году вы предложили в качестве наказания за оскорбление чувств верующих «отрезать язык». Вы, коммунистка, действительно выступаете за столь радикальные методы?
– Да, я сказала об этом на совете непарламентских партий в Госдуме. Тогда вражеские силы мощно атаковали православие. А как можно разрушить страну? Горбачев, например, в первую очередь уничтожил армию. Государство можно устранить через армию и православие. Православие – основа нашей великой России!
Тогда, в 2013 году, обсуждался вопрос об оскорблении чувств верующих, и я заявила: «Надо просто отрезать языки тем, кто сегодня порочит православие». Недопустимо, что все СМИ ополчились на православие. В период горбачевской перестройки они орали, что в СССР запрещали веру, теперь же, когда понастроили храмов, говорят прямо противоположное.
– Есть мнение: храмов построили слишком много. Вы как ситуацию в Екатеринбурге оцениваете?
– Поддерживаю позицию президента. Благодарна ему за то, что разрешил конфликт, подчеркнув, что храм призван не разъединять, а объединять. Согласна с предложением Путина провести опрос. По-моему, кто-то искусственно разжег конфликт. Убеждена, эта история не должна была дойти до главы государства, решить проблему следовало патриарху Кириллу. От него требовалось сказать: «Почему Майдан устроили?» Там же на самом деле учинили чуть ли не Майдан!
О Чечне и родине
– Вы часто ездите в Чечню?
– Часто, так как моя мама там живет. Впечатления очень хорошие – разрушенная Чечня почти полностью восстановлена. Сегодня это процветающая республика, красивая и современная.
– Почему не вернулись в ЧР после депутатства (в период Ичкерии)?
– А что значит вернуться в Чечню? Чечня – это заграница, что ли? Я вправе жить там, где хочу. Почему должна кому-то что-то объяснять или оправдываться?
– А сейчас не хочется в процветающую республику? С возрастом, как известно, человека начинает тянуть к корням.
– Если честно, моя родина в Казахстане, именно там я появилась на свет. Моя родина – это великая Россия, которую люблю всеми фибрами души. Вне родины себя ощущаю, когда выезжаю за пределы России. Я не понимаю, что значит дом – не дом, малая родина – большая родина.
– Хорошо, уйдем от сентиментальностей. Спрошу более конкретно: вы бы согласились занять министерский пост в Чечне, если бы вам предложили?
– Не волнуйтесь, Александра, мне ничего не предложат. Я не вписываюсь в антураж российской элиты.
– Вы к Кадыровым как относитесь?
– Положительно – и к отцу, и к сыну. Кадыров восстановил республику, обеспечил безопасность. Его усилия оценит тот, кто жил в Чечне во времена, когда невозможно было спокойно спать, есть и жить, в конце концов. Когда неизвестные просто заскакивали к тебе в дом и тащили все. Говорю о периоде войны и послевоенном времени. Он предоставил стабильность и, повторюсь, безопасность!
«Кадыров – это наш маленький Сталин»
– То есть врут, когда сообщают о пытках и бессудных казнях?
– Это бессовестная ложь, навязываемая Западом, для того чтобы дестабилизировать обстановку не только в Чечне, но и в России. Западу стабильность в Чечне как ком в горле. Америка и ее сателлиты хотят столкнуть народы и развалить РФ. Они были очень близки к этому после распада СССР: развязали две войны, финансировали их. Но Путин сумел их остановить. В этих войнах пострадали чеченцы и русские. Потом Запад стал защитником чеченского народа – опять же для того, чтобы расколоть Россию.
– Беретесь утверждать, что Чечня сегодня – свободная и счастливая республика?
– Абсолютно свободная республика! Люди там живут в безопасности, без страха, в порядке и в чистоте.
– А что у них в кошельках – зарплаты в субъекте высокие?
– Живут настолько хорошо, насколько возможно. У меня встречный вопрос: а насколько хорошо живут в США, где 45 миллионов не имеют нормальной питьевой воды и спят на улицах? В Америке бомжи на каждом углу – возьмите тот же Нью-Йорк или Сан-Франциско! А в Чечне нет бездомных. Там все живут хорошо. Конечно, не все имеют огромные доходы, разные бывают ситуации…
– У Рамзана Кадырова огромные доходы или не очень?
– Не задавайте мне таких вопросов, поскольку не являюсь инспектором налоговой службы.
– Тогда поинтересуюсь как у бывшей грозненки: столицу ЧР нужно переименовать в Ахмат?
– Это уже народ республики решит.
– Опять же вернусь к условному наклонению: если бы могли, что бы изменили в современной Чечне?
– При чем здесь Чечня? Чечня – это субъект Российской Федерации. Будет хорошо в России – будет хорошо в Чечне. Будет в России плохо – будет плохо в Чечне.
– Вы хотите сказать, что оценивать экономическую, например, ситуацию в отдельно взятом регионе нельзя?
– И не нужно! Как только мы принимаемся говорить отдельно о Татарстане, Чечне или Башкортостане, начинается развал страны! Для врагов, которые спят и видят распад России, это отличная пища.
Chechenews.com
22.05.19.