Главная » Все Новости » Кавказ » Расул Мирзаев как повод для взрыва

Расул Мирзаев как повод для взрыва

Московская полиция готовится к массовым беспорядкам, связанным с убийством студента Ивана Агафонова борцом Расулом Мирзаевым. Как сообщается, запланированы две акции памяти погибшего — на 25 и 28 августа. В правоохранительных органах заявили, что примут все возможные меры, чтобы не допустить их проведения.

Накануне Московский городской суд отменил решение об освобождении под залог чемпиона России по смешанным единоборствам Расула Мирзаева, обвиняемого в убийстве. По мнению экспертов, в освобождении Мирзаеву отказано как раз из-за вероятности новых массовых выступлений националистов – подобных произошедшим после убийства футбольного болельщика Егора Свиридова. Тогда, в декабре 2010-го, беспорядки на Манежной площади начались из-за того, что милиция отпустила подозреваемых из-под стражи.

По данным правоохранительных органов, акция в воскресенье, 28 августа запланирована на вечер после футбольного матча «Спартак» – ЦСКА. Как пишет газета «Коммерсантъ», для организации беспорядков по декабрьскому сценарию националисты планировали использовать матч, на который уже продано 45 тысяч билетов. Активисты националистических группировок, одновременно являющиеся членами фанатского движения, подготовили к матчу провокационные баннеры, а по окончании игры планируют проведение массового несанкционированного шествия по Комсомольскому проспекту.

Чтобы не допустить такого развития событий, оперативники встретились почти со всеми наиболее влиятельными лидерами футбольных группировок и дали им понять, что в случае беспорядков большие проблемы будут лично у них.

Кроме того, сообщается, что полицейским удалось перехватить тираж листовок с призывом прийти в четверг, 25 августа к зданию Замоскворецкого суда, где решается вопрос об избрании меры пресечения для Расула Мирзаева. 24 августа, перед началом повторного рассмотрения ходатайства стороны обвинения об аресте Мирзаева, меры безопасности около здания были усилены.

Впрочем, в виртуальном поле акции уже начались. Один из блогеров призывает отправлять электронные письма руководству промоутерской компании, с которой у Мирзаева заключен контракт, и требовать, чтобы контракт разорвали и не приглашали бойца на турниры. А подруга Мирзаева Алла Косогорова, из-за которой возник конфликт чемпиона мира по боям без правил и московского студента, обратилась с просьбой о предоставлении государственной защиты, так как стала получать многочисленные угрозы: ее домашний адрес и номер телефона стали известны представителям молодежных экстремистских движений.

С просьбой о госзащите выступили и потерпевшие. Адвокат семьи Агафоновых Игорь Трунов заявил: это связано с тем, что «в конфликте задействованы борцовские объединения». Семья погибшего настаивает, чтобы Мирзаев оставался под стражей, подчеркнул адвокат.

Накануне Мосгорсуд отменил решение об освобождении обвиняемого под залог в 5 миллионов рублей, мотивировав это процессуальными нарушениями:

— В частности, судья Замоскворецкого районного суда не рассмотрел вопрос о возможном выезде Мирзаева за границу. Кроме того, в материалах дела имеются противоречивые данные о его месте проживания. Таким образом, доводы следователя не нашли свое подтверждение в постановлении судьи Замоскворецкого районного суда, — заявила пресс-секретарь Мосгорсуда Анна Усачева.

После того как Замоскворецкий суд вынес решение об освобождении Мирзаева из-под стражи под залог, его адвокат Алексей Гребенской заверил, что его подзащитный не сбежит:

— В судебном заседании об этом говорилось, и сейчас хочу повторить, что в данной ситуации никто никуда уезжать не собирается. Мы собираемся добиваться того, чтобы по делу была установлена объективная картина событий…

Наблюдатели отмечают, что прокуратура решила обжаловать решение Замоскворецкого суда не только из-за процессуальных нарушений, но и по соображениям общественной безопасности. В правоохранительных органах полагают, что освобождение Мирзаева из-под стражи приведет к резкому обострению оперативной обстановки в Москве. Спецслужбам известно, что ситуацией в своих интересах попытаются воспользоваться националисты.

Социолог Александр Тарасов, отвечая на вопрос Радио Свобода о том, насколько вероятно повторение событий, произошедших 11 декабря на Манежной площади, высказал уверенность, что в данном случае все зависит от позиции властей:

— То, что ультраправые постараются этот конфликт использовать в своих интересах, очевидно — был бы повод. А вот смогут ли они что-то сделать или не смогут, зависит не от них, а исключительно от позиции властей. Если власти захотят, то можно что-то сделать, если власти не захотят — они пресекут это заранее. Как с Манежной площадью. Тогда за три дня было все известно, три дня весь интернет был заполнен призывами «прийти и показать» — и не было никакой реакции властей, поэтому на Манежной что-то произошло. А когда спустя месяц аналогичные призывы опять возникли, ничего не произошло, потому что были приняты меры, чтобы никаких выступлений не случилось…

Психолог Сергей Ениколопов, напротив, считает весьма вероятными массовые выступления в связи с делом об убийстве Агафонова. Людям непонятно, почему человека, подозреваемого в убийстве, выпускают из-под стражи:

— В нашей стране довольно большое количество людей многие решения суда, следствия считают несправедливыми. То, что произошло на Манежской площади, во многом связано именно с этим чувством. Мы можем обсуждать, как это было организовано, кто активисты, насколько это манипулируемо… Но сколько бы ни призывали людей куда-то выйти, если они не считают, что это их затрагивает, они не выйдут. Так что все разговоры о том, что интернет, социальные сети играют такую гигантскую роль, — это все разговоры о технологии… Немало людей в Москве воспринимают некое попустительство людям с Северного Кавказа как несправедливое. Хотя вроде бы понятно, что чемпион вряд ли куда-то удерет, и залог большой… Но само ощущение, что один человек убил другого — и его спокойно отпускают под подписку о невыезде, а люди, которые совершают намного менее значимые поступки, сидят в следственном изоляторе… Вот это может способствовать любому взрыву, — подчеркивает психолог Сергей Ениколопов.

Социолог Александр Тарасов говорит, что тех, кто считает арест Мирзаева слишком строгой мерой пресечения, тоже можно понять:

— Что касается решения суда, то да, конечно, дело излишне политизировано. Оно совершенно прозрачное. Это не случай, когда группа скинхедов напала на кого-то, потому что они другой расы, другой национальности, другого вероисповедания и специально по этому признаку, по признаку ненависти, совершила преступление. Вот такое преступление носит общественно-опасный характер, безусловно, потому что они и дальше будут нападать по этому признаку, если их не остановить. А здесь конфликт между двумя молодыми людьми. Что по этому поводу можно сказать? А не надо таскаться по ночным клубам и пить надо меньше, вот и все! Очевидно, что Мирзаев не представляет общественной опасности, что он не будет дальше ходить по улице и бить всех подряд, кто ему не понравился. Достаточно очевиден и тот факт, что вряд ли у него есть смысл куда-то скрываться. Это разрушит всю его карьеру, — отмечает Александр Тарасов.

Конфликт между Иваном Агафоновым и Расулом Мирзаевым произошел 13 августа у московского ночного клуба «Гараж». Агафонов попытался познакомиться с девушкой, подругой Мирзаева. Мирзаев посчитал действия 19-летнего студента оскорбительными и ударил его в челюсть. Агафонов упал, сильно ударился головой об асфальт и через несколько дней скончался в больнице.

Radio Free Europe / Radio Liberty«, США)

25.08.11.