Игра закончена, конец ее предсказывался большинством. Владимир Путин, а не Дмитрий Медведев выставит свою кандидатуру на президентских выборах, которые будут проводиться в Российской Федерации в марте 2012 года. Таким образом, Медведев заканчивает свою работу в Кремле.
А Путин в него возвращается после работы на посту премьер-министра. В том, что он победит на выборах, сомнений нет. Во время президентства Медведева он и Путин по-разному высказывались на различные темы.
Путин как всегда следовал своей роли сильного человека, а Медведев выдвигал более либеральные программы и решения. Это говорит о том, что внутри правящей российской группы позиции ее членов различаются. С другой стороны, трудно себе представить, что Дмитрий Анатольевич, который, возможно, и имел какие-то амбиции, смог бы утвердиться. Разрушить вертикаль власти, созданную Путиным в течение двух его президентских мандатов (2000-2004 годы и 2004-2008 годы), а также развенчать культ его личности — это невозможное предприятие, даже если не учитывать того, что в эти четыре года Путин возглавлял партию «Единая Россия», являющуюся гегемоном в стране, но главное — Медведев не представляет собой никакой альтернативы, а только другое лицо все той же правящей группы.
Выпады и ответы на них, различия во взглядах и даже перепалки, свидетелями которых мы были, не что иное, как игра двух актеров, где Путин представляет сильного человека, а Медведев — модернизатора. Тандем блестяще справился со своей ролью.
Власть была умело разделена по договору, что произвело свой эффект на уровне имиджа и дезориентировало российские либеральные круги, а также и международных обозревателей. Многие позволили себе поверить, что Медведев сможет вытеснить Путина и взять новый курс на развитие России. Но постепенно эти надежды разбивались. Кончилось все, как и должно было кончиться: Путин снова выдвигается на пост президента, а Медведев возглавит список «Единой России» на ближайших выборах в законодательное собрание в начале декабре. После чего, как только будет одобрена передача власти, Дмитрий должен быть назначен премьер-министром. Союз между двумя может продлиться и в ближайшие шесть лет президентства Путина (мандат главы государства, который до сих пор был равен четырем годам, был продлен в результате реформы). Между этими двумя персонажами российской политики существует твердый договор и общие взгляды.
Новость во всем этом заключается в том, что в противовес тому, что обычно думают, Путин от настоящего момента до 2018 года должен будет править уже другой Россией, отличной от той, которой он руководил до сих пор.
Достигнутая политико-экономическая стабильность, которой он гордится, подрывается целой серией факторов. Прежде всего, растет разрыв между богатыми и бедными. Во-вторых, экономика становится однобокой, целиком зависящей от выручки, полученной от продажи нефти и газа.
Путин это прекрасно знает. В конце концов, в уме ему не откажешь. У него есть достаточный запас цинизма, отсутствуют предрассудки, он хорошо подготовлен, как и бывшие офицеры КГБ, которые составляют его мозговой штаб.
Во время одного из своих последних выступлений самый сильный человек России коснулся именно этих тем, объясняя, что перемены необходимы, нужно усилить средний класс, сеть средних и мелких предприятий, укрепить сельское хозяйство, которое должно стать локомотивом в сельской местности и добавить важную статью в экспорте.
Другая забота — это растущее недовольство населения политической элитой и всей системой в комплексе, которое особенно наблюдается в среде молодежи. Многие хотели бы эмигрировать за рубеж, как показал недавний опрос социологов из аналитического центра Юрия Левады. Это та самая «усталость» граждан, на которую Путин и Медведев должны обратить пристальное внимание. Она рискует привести Россию к застою. И это не отдаленная перспектива. Этот риск сделается еще более конкретным, если на законодательных выборах в декабре победит «Единая Россия». Нужно надеяться, что оппозиционные партии добьются хоть какого-то успеха, чтобы поддержать плюрализм и стать противовесом путинской партии. Среди факторов риска надо упомянуть и Кавказ.
Подъем в этих регионах радикальных и исламистских сил подпитывает в российском обществе ультранационалистические чувства и ксенофобию. Если динамика событий в кавказских республиках Российской Федерации, прежде всего в Чечне и Ингушетии, пересечется с запутанными международными делами в Афганистане и переменами в нестабильных среднеазиатских республиках, где проносятся пантурецкие ветры, то многонациональная Российская «империя» может рассыпаться.
Следовательно, в грядущие годы на кону стоят как перспективы развития, так и возможный регресс. Предсказывать развитие сценария — трудное дело. Единственно верно то, что настоящее испытание для Путина еще впереди.
(«Europaquotidiano«, Италия)
27/09/2011