Не секрет, что Кавказом всегда было трудно управлять – не только для Кремля царской эпохи, но и для Кремля коммунистической эпохи и «демократически-бандитского» Кремля, несмотря на то что с некоторых пор упорных горцев умилостивляют пряником, а не кнутом, как это было в девяностые годы.
Восточная Европа, особенно страны Балтии, могут вздохнуть с облегчением, в то время как Кремль занят своей вечной борьбой с вооруженной чеченской оппозицией, вкладывая огромные суммы денег в клан Кадырова.
Да и социально-экономическая ситуация в других кавказских субъектах России, например, в Дагестане, Ингушетии, Северной Осетии, Абхазии, Кабардино-Балкарии и Владикавказе, далека от отличной, т.е. едва пригодна для жизни.
Затем есть спор между армянами и азербайджанцами из-за Нагорного Карабаха, который продолжается уже после распада СССР, конечно, не без участия Кремля. Режим Путина всегда очень много работал, чтобы сохранить влияние в регионе, не жалея стыда или ресурсов, которые с каждым днем становятся более дефицитными.
Понимаете, Кремль долгое время мог поддерживать «гармонию» между Баку и Ереваном, втягивая Армению в ОДКБ и другие международные организации, созданные Путиным, что позволило ему продвигать свои интересы в регионе – как волку среди овец.
У Кремля все было хорошо, пока из Турции не появился более сильный и бессовестный волк и не поддержал Азербайджан. Участие Турции серьезно потрясло «кавказскую шахматную доску» и произошло в то время, когда Путин безрассудно наносит ущерб своему собственному престижу и влиянию. Другими словами, пряниковая политика Путина больше не действует на Кавказе, о чем свидетельствует война между давними врагами – Азербайджаном и Арменией.
Для Кремля это серьезный вызов, потому что на карту поставлены не только честь и престиж ОДКБ, но и ее существование. Я думаю, что Нагорный Карабах – это случайно созданная Кремлем дыра, в которую ОДКБ провалится и исчезнет в ближайшее время.
Формально ОДКБ не имеет полномочий вмешиваться, потому что ни Нагорный Карабах, ни Азербайджан не являются членами организации. Пока никто не трогает Армению, российская армия должна бездействовать, по крайней мере, официально. Баку четко заявил, что заинтересован только в возвращении азербайджанских земель, имея в виду только международно непризнанный Нагорный Карабах.
Если Кремль решит заняться урегулированием конфликта силовым путем, он столкнется с определенными проблемами. Во-первых, для Кремля было бы практически невозможно снабжать свою 102-ю военную базу в Гюмри (Армения). Во-вторых, это сразу означало бы, что Кремль утратил статус «миротворца» в кавказском регионе, и, возможно, это даже заставило бы некоторых политиков в Старой Европе открыть глаза. Но если Кремль решит, что ему все это безразлично, Нагорный Карабах будет обречен, как и роль Москвы как гаранта безопасности Еревана. А это означало бы конец ОДКБ.
Этот конфликт не был разрешен еще в 1992 году, когда Москва создавала ОДКБ, но тем не менее было принято решение принять Армению в эту военную организацию. Теперь, когда геополитическая ситуация кардинально изменилась не в пользу России и когда Путин чуть не загубил «могучую» сверхдержаву, война в Нагорном Карабахе может создать серьезные проблемы для хозяев Кремля, потому что Кремль снова предал бы своих союзников – армян Армении.
К тому же объединенные силы Путина и Асада все чаще несут позорные потери в Идлибе. Ходят слухи, что похороны Асада назначены на начало 2021 года. И всякий раз, когда кто-то упоминает об успешных ударах турецких беспилотников по Ливии в апреле, сердца наемников, работающих на частную военную компанию Wagner, принадлежащую шеф-повару Путина Пригожину, начинают биться немного быстрее.
Похоже, Путин не знает, что делать, потому что, если Турция победит в Нагорном Карабахе, это обнажит слабость Москвы и положит конец существованию ОДКБ: все на Кавказе, кроме армян, захотят дружить с Эрдоганом. И малые мусульманские народы, долгое время находившиеся под угнетением Москвы, захотят сделать то же самое.
И если Кремль решит применить силу против малых народов Кавказа – а это более чем вероятно – это только обострит ситуацию и спровоцирует радикальные теракты в России. Кто-нибудь знает, сколько россиян осталось, например, в Москве?
В общем, похоже, что Кремль стремительно теряет свое политическое влияние на Кавказе. Если Нагорный Карабах будет взят под контроль Азербайджана, это будет означать конец одного из самых продолжительных конфликтов, поддерживаемых Россией. Так или иначе, регион станет прозападным, причем Турция – это НАТО, а НАТО – это США. Выводы можете делать сами.
Одно можно сказать наверняка: война в Нагорном Карабахе доказывает, что Кремль больше не может справляться с внешними и внутренними «раздражителями», а это означает, что Россия утратила статус сверхдержавы. Рейтинг России как «миротворца», как и престиж ОДКБ в кавказском регионе, неизбежно все глубже и глубже опускается в одну из пропастей Нагорного Карабаха.
Тем временем кремлевские пропагандистские СМИ продолжают распространять иллюзии величия, основанные на сталинской идеологии, вынуждая российского посла в Латвии вместе с горсткой людей, кричащих «Крым наш», форсировать Кишэзерс и освободить Ригу от выдуманных фашистов. Но теперь мы видим, что Москва как лидер ОДКБ не в состоянии оказать обещанную военно-политическую поддержку одному из своих ближайших военных союзников, хотя все контракты были торжественно подписаны давно.
P.S. Статья 5 ОДКБ бесполезна!
Сержант запаса Национальной Гвардии Латвии,
Augusts Augustiņš
Chechenews.com
16.10.2020.