Рецензия на книгу Люка Хардинга «Мафиозное государство» (Mafia State), Guardian Books
В своей книге «Мафиозное государство» Люк Хардинг (Luke Harding) не только препарирует путинскую Россию, но и рассказывает о своей поездке по редакционному заданию Guardian в ту часть Ферганской долины, которая принадлежит Киргизии. Пока в столице этой страны шла борьба за власть, на севере киргизские националисты устроили жестокий погром, направленный против местного узбекского меньшинства. Хотя этот эпизод не имеет прямого отношения к главной теме книги Хардинга, сведения из первых рук о событиях в долине — один из самых захватывающих моментов в этом безусловно значимом труде.
Эта схема уже знакома нам по опыту Боснии, Руанде, Нагорному Карабаху и других территорий со смешанным населением на границах соперничавших империй 19-20 веков. Этнические группы, спокойно сосуществовавшие в многонациональных империях, натравливаются друг на друга нечистоплотными элитами, провоцирующими насилие на национальной почве, чтобы отвлекать внимание от коррупции и бандитского капитализма, которые порождает их политика. Репортаж Хардинга живописует особую трагедию узбеков Ферганской долине, участь которых абсолютно не известна внешнему миру и его не волнует.
Россия как наиболее влиятельная в этом регионе великая держава в большой мере несет ответственность за судьбу ни в чем не повинных узбеков (тем более, что геополитические корни их несчастий были созданы Сталиным). Однако ее правительство этот вопрос совершенно не интересует.
Читайте также: Главный редактор «Фергана.ру» Даниил Кислов — о ситуации на юге Киргизии
По мнению Хардинга, это связано с более широким обстоятельством — с превращением постсоветской России в мафиозное государство, в котором государственные институты захватываются и превращаются в инструменты для продвижения интересов криминализованной элиты, возглавляемой премьер-министром (скоро возвращающимся на пост президента) Владимиром Путиным.
Хардинг не только описывает это, но и рассказывает историю своей собственной травли, которую организовала ФСБ — наследница КГБ и та самая мафия, которая захватила контроль над российским государством. После того, как в Guardian вышла статья, основанная на интервью с одним из главных врагов Путина – изгнанным олигархом Борисом Березовским, недавно прибывший в страну Хардинг подвергся профессиональному преследованию и психологическому давлению, которые со временем серьезно потрепали нервы ему и его семье.
Читайте также: Московский дневник Люка Хардинга
При этом Хардинг имел весьма косвенное отношение к интервью с Березовским, которое было взято в Лондоне. Но после того, как он попал в поле зрения ФСБ, избавиться от ее внимания он уже не мог. Это, разумеется, придает книге настоящую аутентичность. Автор пишет о гнусной атмосфере запугивания, о том, как он обнаруживал открытыми окна, которые оставлял закрытыми, и о том, как у него в квартире неожиданно в 4 утра включался будильник. В таких обстоятельства невозможно было понять, кто тот мускулистый парень, которого ты видишь на улице, когда ведешь своих детей в школу – безобидный человек, идущий по своим делам, или громила, которого отправили запугивать тебя? Неуверенность, страх и вполне заслуживающая понимания паранойя просто пронизывают книгу.
Однако все это не мешает точности анализа автора. Данная Хардингом картина роста в России правого расистского движения, представители которого убивают все больше невинных людей нерусской внешности (обычно выходцев с Кавказа), вызывает глубокие опасения. Он считает, что это – единственная политическая сила, которая реально угрожает путинскому мафиозному государству.
Временами, Хардинг слишком собой любуется, например, когда он сравнивает себя с Малкольмом Маггериджем (Malcolm Muggeridge), одним из немногих журналистов, которые описывали ранние чистки 1930-х годов как срежессированные показательные процессы. Таким образом, он неосознанно подразумевает, что он был практически единственным иностранным корреспондентом, у которого хватило храбрости разоблачить темную сторону Путина. Это просто неправда, и немножко скромности в таких вопросах пошло бы ему на пользу.
Я также не всегда согласен и с его мнениями по политическим вопросам Например, я считаю, что Путину потребовалось намного больше времени, чтобы создать мафиозное государство после своего прихода к власти в 1999 году, чем полагает Хардинг. Он также, по-моему, слишком торопиться снять с олигархов и с их бандитского капитализма образца 1990-х годов ответственность за создание условий, которые привели к установлению путинского режима.
Кроме того, на мой взгляд, Хардинг вслед за неоконсерваторами чересчур оптимистически смотрит на Грузию и на ее теперешнее руководство. Однако это вопросы, по которым можно спорить, а Хардинг заслужил право иметь собственные мнения, привлекая внимание к наиболее отталкивающим аспектам политики чеченских властей и их кровавого сотрудничества с мафиозным государством и пытаясь исследовать все более визайнтийские и кремлинологические сдвиги в путинском окружении.
Недавно президент Медведев объявил, что он вскоре уйдет, чтобы Путин мог снова вернуться на пост главы государства. Это подтверждает ключевое для книги Хардинга мнение о том, что этот странный властный дуэт с самого начала был фальшивкой – всего лишь очередной циничной игрой Путина.
В этот мрачный момент книга Хардинга ясно демонстрирует, что Россия вновь страдает глубоким политическим и социальным нездоровьем, и это явно не облегчит те огромные проблемы, которые несет нам всем нынешний кризис.
Последняя книга Миши Гленни – «DarkMarket: киберворы, киберполицейские и ты» (DarkMarket: Cyberthieves, Cybercops and You)
(«The Irish Times«, Ирландия)
30/10/2011