Видео боя 13-летнего Адама Кадырова – сына «главы Чечни» Рамзана Кадырова – заставило многих усомниться не только в его победе над сверстником из Кабардино-Балкарии Асланом Биттировым, но и в непредвзятости рефери, судившего поединок. Многие решили, что он несправедливо отдал Кадырову победу техническим нокаутом.
Скандальный поединок прошел 18 апреля. Во время второго раунда на 50-й секунде бой был остановлен, победу засчитали сыну «главы Чечни».
Чуть позже президент федерации бокса Кабардино-Балкарии Нажмудин Бербеков сообщил журналистам, что тренеры «проигравшего» сыну Кадырова мальчика не сами принимали решение выбросить полотенце на ринг в знак признания его поражения. Бербеков назвал произошедшее ошибкой.
Президент промоутерской компании Fight Nights Global Камил Гаджиев так прокомментировал решение рефери: «Как в голову вообще пришло такой нокдаун отсчитать? Он что, не понимал, что люди смеяться будут над этим?»
Чеченский государственный телеканал «Грозный» посвятил бою 13-летнего сына Кадырова почти восемь минут эфира, пытаясь доказать, что поединок был честным. В репортаже тренер Биттирова Батыр Шипшев говорит, что остановить поединок он принял исходя из того, что рефери начал отсчитывать нокдаун и что в этой возрастной группе не было необходимости продолжать бой.
Журналисты чеченского канала поговорили и с главным судьей федерации бокса России, который обратил внимание, что находившемуся рядом рефери было виднее состояние Биттирова. При этом он отметил, что бой можно было бы продолжить, но раз команда спортсмена выбросила полотенце, то тут нечего обсуждать.
Сам рефери – Беслан Кукаев – объяснил свое решением тем, что увидел «потерю концентрации» в глазах Биттирова. Для него было главным здоровье ребенка, поэтому он счел необходимым начать отсчет.
Впрочем, на видео якобы отправленный в нокдаун или «потерявший концентрацию» стоит на ногах и в недоумении смотрит на рефери. Когда его тренер выбрасывает полотенце, он удивленно разводит руками, показывая, что не понимает этого решения.
Многие пользователи социальных сетей уверены, что бой было решено остановить после того, как спортсмен из Кабардино-Балкарии нанес Адаму Кадырову шесть ударов в голову подряд. На это же во время прямой трансляции указал и комментатор боя, назвав решение засчитать победу Кадырову «довольно непонятным».
В соцсетях обратили внимание и на тот факт, что Биттиров дрался в больших боксерских перчатках, в то время как сын Кадырова был в маленьких. Это ставило последнего в выгодное положение, поскольку ему было легче наносить удары, чем его сопернику.
Сам Кадыров в ответ на критику заявил о готовности провести повторный бой с Биттировым.
В защиту сына главы Чечни выступил председатель парламента республики Магомед Даудов. Он организовал в инстаграме трансляцию с участием Рамзана Кадырова, во время которой заявил о попытках очернить «явного победителя».
Глава республики в беседе со спикером пытался показать, что критика боя вызывает у него только смех, и заявил, что не стоит ждать правды от «козлов». «Чтобы ты ни делал, они никогда не признают», – прокомментировал победу своего сына Кадыров.
Примечательно, что ни у кого не возникло вопросов к победе Али Кадырова, другого сына руководителя республики. Его бой 18 апреля вообще не привлек никакого внимания.
Блогер Тумсо Абдурахманов, говоря о победе Адама Кадырова, заявил, что у него сложилось впечатление, что о происходящем на ринге были в курсе все, кроме Аслана Биттирова и двух спортивных комментаторов, которые вели прямой репортаж и не смогли скрыть своего удивления решением судьи.
Бои с участием своих детей Рамзан Кадыров проводит с 2016 года. Тогда его сыновья впервые вышли на ринг в Грозном, что вызвало скандал в СМИ. Бои осудил даже глава Союза ММА России Федор Емельяненко, но это не помешало организации поединков между детьми.
Летом 2018 года в рамках турнира по кикбоксингу в Грозном состоялся бой между на тот момент 10-летним Адамом Кадыровым и 11-летним Аланом Байчекуевым, представлявшим нальчикский клуб «Азурро». Байчекуев проиграл, но получил денежный приз из фонда имени Ахмата Кадырова.
«Обоим юным бойцам вручили кубки, а Алану – 100 тысяч рублей», – писал Рамзан Кадыров в соцсетях.
Эго Кадырова
Спорные победы сыновей «главы Чечни» могли остаться без внимания, если бы сами чеченские власти не пытались во всем представить Кадырова и его детей как эталон для подражания. И это далеко не все, что делается для поддержания образа «падишаха» у главы республики.
В Чечне 346 улиц и переулков названы в честь Кадырова или его родственников. Множество мечетей также носят имена родных и приближенных к семье руководителя региона. Например, в честь 15-летнего сына Кадырова названа мечеть в селе Нойбер. А к 70-летию покойного отца главы Чечни готовится переименование аэропорта в Грозном в честь Ахмата Кадырова, хотя решением Президиума Верховного Совета Чечено-Ингушской республики от 1990 года он был назван в честь шейха Мансура.
Руководство Чечни ведет себя как «независимое» от России – здесь говорят о шариатских судах, декларируют коллективную ответственность родственников за преступление, совершенное членом их тейпа (рода), здесь сжигают дома тех, на кого обиделся Кадыров, культ семьи главы республики навязывается на всех уровнях в обществе, отсюда поступают угрозы российским политикам от кадыровцев – всего этого не может себе позволить ни один другой федеральный чиновник или региональный руководитель.
Пока есть контроль над регионом, Москве невыгодно что-либо менять на данном этапе, объясняет такую самостоятельность руководства Чечни председатель Совета правления «Мемориала» (российские власти внесли организацию в список иностранных агентов, «Мемориал» с этим не согласился. – Ред.) Александр Черкасов.
«Несмотря на то, что режим контртеррористической операции снят и объявлено о победе над терроризмом, Москва предпочитает, чтобы в республике оставался контроль Кадырова над Чечней и номинально над диаспорой. То есть контроль над чеченским социумом. И со стороны Москвы это выглядит логичным и эффективным».
Научный сотрудник и руководитель Кавказской программы стратегического анализа, аналитик Института Центральной Европы Томаш Баранец называет Кадырова «феноменом», свойственным только Чечне.
«В других республиках и субъектах нет того, что мы видим сегодня в Чеченской республике. России нужна от Чечни стабильность, и эта стабильность нужна лично Путину, ведь победа в Чечне – это основа его прихода к власти, это затрагивает его лично, поэтому он готов дать Кадырову больше, чем кому-либо», – считает собеседник.
По его словам, есть две причины, почему именно Рамзан Кадыров так важен Кремлю: «Первая – это доверие. Между Кадыровым и Путиным есть симбиоз, они нужны друг другу. Вторая причина – жесткий стиль правления Кадырова. Это приводит к разделению в самом чеченском обществе, что облегчает Москве в контроле над ситуацией».
В самом Кремле все реже комментируют новости из Чечни. Так, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков в начале апреля отказался отвечать на вопросы журналистов о дорогостоящей недвижимости жен Кадырова.
За несколько дней до этого Государственный департамент США указал на неподконтрольность Чечни федеральным властям России. Причиной стали внесудебные казни десятков жителей республики за их сексуальную ориентацию и преследования оппонентов Кадырова за рубежом. Эту информацию Кремль тоже оставил без внимания.
Что же касается спорной победы 13-летнего Адама Кадырова, об этом Пескова журналисты даже не спрашивали.