(…) «Только что завершились шестидневные совместные военные учения между Россией, Узбекистаном и Таджикистаном на территории последнего, прямо на северной границе с Афганистаном, которую российские силы все еще патрулировали до 2005 года с согласия Душанбе. В этих первых в своем роде учениях трех стран приняли участие около 2500 военных.
Учения были направлены на улучшение координации между соседями Афганистана и бывшим государством-опекуном, чья крупнейшая иностранная военная база находится в Таджикистане. Москва хотела бы вернуть себе центральную роль в региональной безопасности, и даже снова контролировать протяженную (1300 км) и проницаемую таджикско-афганскую границу», — пишет журналист швейцарской газеты Le Temps Эммануэль Гриншпан.
Москва «время от времени выдвигает на первый план насилие в Афганистане в качестве причины для возвращения на эту границу. Недавно Россия спешно отправила [военных] советников. Я думаю, что возврат к реальному российскому контролю над границей маловероятен, но, с другой стороны, учения на этой неделе предполагают, что мы увидим больше российской помощи в вопросах безопасности», считает Эдвард Лемон, профессор Техасского университета A&M и эксперт по проблемам безопасности в Центральной Азии.
«Бывшие социалистические республики опасаются не столько военного вторжения талибов*, сколько проникновения боевиков, стремящихся дестабилизировать авторитарные режимы, пришедшие на смену советской системе. Оппозиционные вооруженные группировки Узбекистана и Таджикистана в предыдущие десятилетия с переменным успехом находили убежище на афганской земле. (…) Некоторые группировки присоединились к движению «Талибан»* , — говорится в статье.
«Отсюда и нервозность в Душанбе. По информации Радио Свобода**, талибы*, которые уже контролируют большую часть границы с афганской стороны, направили для наблюдения за ней таджикских боевиков. Предполагается, что они принадлежат к группировке «Джамаат Ансаруллах» *, которая глубоко враждебна режиму Эмомали Рахмона», — пишет Le Temps.
(…) «Джамаат Ансаруллах»* могла попытаться проникнуть в Таджикистан. Еще неизвестно, каков реальный контроль со стороны руководства «Талибана»*, если эти группы попытаются двинуться на север», — указывает Эдвард Лемон, отметив, что «на данный момент талибы* выполнили свои обязательства». По мнению эксперта, в этой группировке всего «несколько сотен человек».
«Талибы* продолжают говорить соседним странам, Китаю и России, что они не намерены вмешиваться в их внутренние дела или укрывать террористические группы, планирующие атаки за рубежом. Но доверие отнюдь не воцарилось, особенно со стороны Таджикистана, у которого всегда были неспокойные отношения с движением «Талибан»*. Как по этническим причинам (около 5 млн таджиков живут на севере Афганистана и исторически враждебны талибам, в большинстве своем пуштунам), так и по политическим: авторитарный режим президента Эмомали Рахмона не потерпит никакой оппозиции, тем более в форме мусульманской религиозной партии», — комментирует автор статьи.
«Антонио Джустоцци, профессор Королевского колледжа Лондона и специалист по конфликтам, считает, что «Талибан»* фактически обусловливает свои действия по обеспечению безопасности признанием соседними странами легитимности своего стремления к власти. Даже если это произойдет, нет уверенности в том, что «Талибан»* сможет контролировать деятельность разрозненных исламистских группировок, присутствующих в Афганистане, поскольку некоторые из них (например, ИГИЛ*) по существу настроены к нему враждебно».
Источник: Le Temps
Chechenews.com
10. 08.21.