Этот человек с галстуком-бабочкой – первый франкоговорящий бельгиец и социалист во главе страны за последние три десятка лет — является одним из немногих председателей европейских правительств, которые открыто признались в гомосексуальной ориентации.
Неизменный галстук-бабочка лишь подчеркивает его колорит: Элио Ди Рупо (Elio Di Rupo) не похож на других. «Возможно, это отражение моей личности: способность быть серьезным, не принимая себя всерьез», — шутит он на страницах бельгийской прессы. Однако особенным его делает не только стиль. Жизненный путь Ди Рупо выделяет его на фоне политического класса и оттеняет непохожесть на других премьеров.
Элио Ди Рупо родился в 1951 году в крестьянской семье итальянских иммигрантов в Морланвельзе на юге Бельгии. Отец умер, когда Элио был всего год, что вынудило мать передать на попечение соцслужб троих из шести его братьев и сестер. Тяжелое детство не помешало ему с блеском закончить учебу и получить степень доктора химии. С 17 лет он начал заниматься политикой и вступил Социалистическую партию, которая пользуется широкой поддержкой в Валлонии.
Набравшись опыта в качестве депутата и сенатора, в 1999 году он возглавил Социалистическую партию Бельгии. В этой должности он в течение десяти лет принимал участие в формировании нескольких правительств, вступая в коалицию с либералами, христианскими демократами и экологами (сам он был сначала министром образования, а затем вице-премьером). Из-за такой активной роли во Фландрии его прозвали «королевским регентом». Начатая в 2000-х годах работа по обновлению партии дала ему возможность остаться в стороне от коррупционных скандалов и обвинений в кумовстве, которые обрушились на социалистов. Все это позволило ему сегодня стать первым социалистом в кресле председателя правительства Бельгии с 1974 года. Учитывая, что в настоящий момент левые силы в Европе переживают не лучшие времена, это тоже стало своего рода способом выделиться.
«Он готов к этой должности, не считая его нидерландского»
Тем не менее, произошедший в 1996 году скандал едва не стоил ему политической карьеры. Страна еще не могла прийти в себя после дела серийного убийцы Дютру, когда некий молодой человек обвинил вице-премьера в том, что тот имел с ним сексуальный контакт, когда молодой человек еще был несовершеннолетним. Следствие полностью сняло все обвинения с Элио Ди Рупо, доказав, что он стал жертвой интриг. Тем не менее, дело оставило свой след и в частности коснулось его личной жизни. Дело в том, что хотя он и старался хранить о ней молчание, пресса опубликовала сведения о его гомосексуальной ориентации. Что также ставит его на особое место среди глав европейских правительств (за другим примером обращайтесь в Исландию).
Как бы то ни было, бельгийская пресса не придает особого значения этой его особенности. Главное, по ее мнению, заключается в следующем: впервые за последние 30 лет высший государственный пост достается франкоговорящему политику. Учитывая, что 60% населения страны говорят по-нидерландски, Элио Ди Рупо вызывает у многих зубовный скрежет. «Он готов к этой должности, не считая его нидерландского», — написала крупнейшая газета Фландрии Het Laatste Nieuws. Лидер фламандских националистов Барт Де Вевер (Bart De Wever) высказался еще агрессивнее и не без злости прошелся по акценту премьера-социалиста: «Моя горничная, которая приехала в Бельгию из Нигерии два года назад, говорит по-нидерландски лучше, чем Элио». Однако сам Ди Рупо на критику не обижается. Он объясняет, что плохое произношение не мешает ему прекрасно понимать язык, а также обещает поработать над ним и говорить на нидерландском в парламенте. Подобное затруднение, которое наглядно иллюстрирует лингвистические проблемы в его стране, может помешать ему остаться в истории человеком, которому удалось примирить два региона Бельгии.
07.12.11.