Российские средства массовой информации практически никак не отреагировали на появившиеся на этой неделе сообщения канадских СМИ о выдворении из Канады за шпионаж четверых российских дипломатов, работавших в аппарате военного атташе.
Прошло два дня с появления первых канадских сообщений о высылке российских дипломатов, но ни одна российская газета, ни одно информационное агентство не упомянуло об этом эпизоде. Появилось лишь незаметное официальное сообщение о том, что дипломаты в любом случае должны были вернуться домой в связи с окончанием командировки.
Новости из Канады затмили появившиеся в это же время новые детали другой шпионской драмы, на сей раз, британской. Речь идет о поддельном камне-передатчике на московской улице.
В пятницу российское Министерство иностранных дел отреагировало на канадский эпизод как на не заслуживающий особого внимания, заявив, что дипломаты покинули Канаду в 2011 году, «поскольку срок их командировки закончился». И новость эта угасла.
«У нас в России не стали поднимать шумиху по поводу дипломатического скандала в Канаде, и кроме того, сейчас есть более интересные новости, такие как выборы, протесты оппозиции, или даже другая шпионская история – о британском шпионском камне», — заявил в интервью директор Центра политических технологий Игорь Бунин.
В показанном в четверг вечером документальном фильме Би-би-си Джонатан Пауэлл (Jonathan Powell), возглавлявший когда-то аппарат бывшего премьер-министра Тони Блэра, подтвердил, что внутри поддельного камня находился передатчик, а камень лежал на одной из московских улиц, и через него тайком загружались файлы со смартфона или с карманного персонального компьютера.
По его словам, «история со шпионским камнем «была неловкой». Это стало важным подтверждением для российских спецслужб, которые пять лет назад утверждали, что раскрыли целую шпионскую сеть, связанную с поддельным камнем. Тогда это заявление показалось настолько неправдоподобным, что даже в России мало кто поверил в эту историю.
В сравнении с этим высылка российских дипломатов на фоне попытки Министерства иностранных дел преуменьшить значение данной истории российской столице показалась весьма незначительным и банальным событием.
И это в стране, которая буквально очарована шпионами. Такие книги как «Шпион» Павла Астахова и «Шпионский роман» Бориса Акунина немедленно стали бестселлерами. Некоторые истории вообще неувядаемы; даже спустя сорок лет русские любят смотреть многосерийный телевизионный фильм о советском разведчике в Германии «Семнадцать мгновений весны», который показывают здесь бесконечно. Премьер-министр Владимир Путин, сам бывший разведчик, назвал его своим любимым сериалом.
Здесь с сочувствием относятся даже к провалившимся шпионам. По прошествии двух лет российские СМИ часто возвращаются к неудавшейся шпионке и рыжеволосой красавице Анне Чапман, которая сегодня пытается заняться политикой. В ноябре российская пресса взорвалась сообщениями о том, что Чапман обвинили в плагиате, когда та опубликовала статью в «Комсомольской правде». Блогеры утверждали, что это была копия материала одного из кремлевских политических аналитиков.
Как заявил независимый политолог Алексей Макаркин, отсутствие интереса к канадской истории объясняется тем, что дипломаты были низкого ранга, а живых подробностей этого эпизода вообще не появилось.
«В отличие от истории с сорвавшейся шпионской операцией в США, канадский эпизод кажется слишком незначительным, и в нем нет фабулы», — говорит Макаркин.
«Русские любят увлекательные, захватывающие истории. Кое-кто из них плакал по поводу несчастной судьбы генерала службы внешней разведки, Героя Советского Союза Михаила Васенкова, который был женат на перуанке и много лет проработал вдали от родины. Другие непрестанно обсуждали диву и шпионку Анну Чапман, а также ее отца, высокопоставленного офицера КГБ. А в канадской истории дипломаты были какими-то лейтенантами, о которых и говорить-то не стоит», — сказал Макаркин.
В отличие от сети из одиннадцати так называемых нелегалов в США, где российские шпионы действовали под именами обычных американцев из обычных пригородов, канадская история не попала в центр внимания столицы России. В канадской истории не было интриги, не было полковника российской разведки, ставшего предателем и проинформировавшего ФБР о шпионской сети. Выдворение дипломатов говорит о том, что это рутинная высылка профессиональных агентов, работающих под дипломатическим прикрытием, а то и просто дипломатический протест.
Есть ли в России негативное отношение к человеку, шпионящему на свою родину? Нет, абсолютно нет. «В России все полностью согласны с тем, что наши дипломаты могут шпионить где угодно и когда угодно, поскольку это служит интересам страны», — сказал Макаркин.
Имеющий связи с Кремлем политолог Станислав Белковский, который работает директором Института национальной стратегии, заявляет, что отсутствие реакции объяснятся не только весьма скромной ценностью этой новости. В большей степени это объясняется тем, что у российских властей нет разумных оснований жаловаться на разоблачение своей шпионской сети за границей. «Они стараются забыть это, потому что у России нет ответа» — говорит он.
(«The Globe And Mail«, Канада)
23/01/2012