Главная » Все Новости » События » Представители с Поволжья и Урала начали движение за свободу и независимость

Представители с Поволжья и Урала начали движение за свободу и независимость

Татарин Рафис Кашапов отбыл три года заключения за то, что критиковал аннексию Крыма и поддерживал Украину. После освобождения прибыл в Киев, где встретил единомышленника: уроженца Мордовии эрзянина Александра Болькина, военного на пенсии. Тот еще в 90-х охранял памятник Ленину, чтобы не сбросили, но когда начал узнавать о своих корнях, решил, что Россия для него — не друг.

Вместе они заявили, что создают общественное движение за «реальный суверенитет» республик волжско-уральского региона. Активисты не является вооруженными подпольщиками, зато собираются развернуть культурную и правозащитную деятельность. Они говорят о проекте создания объединенного государства народов Поволжья Идель-Урал. О таком мечтали и их предки столетия назад, но тогда большевистская Россия подавила освободительное движение.

Татарин. Три года за Крым

Чего не хватало в жизни Рафиса Кашапова, то это уголовных преследований. В 80-х годах его, правозащитника, активиста поволжского татарского национального движения, трижды приговаривали по разным статьям. После развала Советского Союза мужчина занялся строительным бизнесом, помогал депортированным крымским татарам, участвовал в возведении школ и мечетей, выступал за суверенитет родного Татарстана. Так было, пока в начале 2000-х Рафис и его брат-близнец Нафис не попали в поле зрения российской ФСБ. Семейное дело Кашапов уничтожили, начались задержания и угрозы силовиков.

Первый слева — эрзя Александр Болькин, третий слева — татрин Рафис Кашапов. Вместе с ними — еще несколько представителей коренных народов Поволжья и Урала объявили о создании общественного движения «Свободный Идель-Урал»

В тему: «Русский мир»: в Татарстане отменили обязательное изучение татарского языка, оставив на него 2 часа в неделю

В пятый раз за Рафисом пришли в декабре 2014-го. Тот выступал против вмешательства России в украинские дела, осуждал захват Крыма, защищал права уже крымских татар, организовывал акции протеста в Татарстане и Турции, призвал татар не воевать против украинского народа. Формально дело открыли за сообщение в соцсетях — Рафис сравнивал Путина с Гитлером, а осудили за призывы к сепаратизму.

Правозащитники считают Рафиса первым политическим заключенным в России за критику аннексии Крыма. Суд в Набережных Челнах объявил приговор: три года колонии в республике Коми. Половину срока Кашапов отбыл в одиночной камере.

«Мне сказали: «Будешь сидеть, как обезьяна в клетке. Не будет ни людей рядом, ни газет, ни телевизора, ни радио. Так и получилось. ФСБ держит слово», — вспоминает Рафис.

Связью с миром были ручка и бумага. За решеткой Рафис упражнялся в боевом искусстве и писал письма о том, каким пыткам подвергаются осужденные. Когда сидел не один, как и диссиденты в советское время, передавал через освобожденных заключенных послание родным, журналистам, правозащитникам.

Когда же письма публиковались в прессе, говорит Кашапов, проблемы начинались уже у адресатов: проводили обыски в их квартирах, вызывали на допросы в прокуратуру, ФСБ. Много писем так и не дошло до своих получателей, а еще часть Рафису удалось спрятать. Их обещает впоследствии обнародовать.

Заключенному подбрасывали сим-карты, запрещенные в тюрьмах лезвия. Затем находили во время проверок в бараке и фабриковали нарушения. За это время собралось 50000 подписей с требованием освободить заключенного — за Рафиса вступили жители Татарстана, стран Поволжья и Кавказа. Свободы Кашапова требовали правозащитные организации «Мемориал», «Агора», Amnesty International. Митинги за освобождение собирались и под российским посольством в Украине.

Однако на свободу мужчина вышел, только когда истек срок его приговора. Оставаться в Татарстане было опасно. Знакомый военный предупредил Кашапова: если не хочет снова сесть, лучше уехать.

Из Набережных Челнов Рафис добрался до Казани. Там местные бизнесмены, которые поддерживают татарский движение, дали машину до Москвы. Путешествовал с телефоном, плотно завернутым в фольгу — она «глушит» сигнал мобильного, таким образом по нему невозможно отследить местонахождение человека. Затем был путь в Минск. Наконец Кашапов приземлился в Киеве, здесь пожал руку Мустафе Джемилеву и Рефату Чубарову.

В Украине Кашапов встретился с тем, кто так же не любит РФ, но чья земля вынуждена быть в ее составе. Вместе с Александром Болькиным, коренным эрзянином и владельцем украинского паспорта, Рафис Кашапов заявил о создании движения, которое должно сплотить народы Поволжья и Урала.

Они объявили, что начинают работу по культурной и правозащитной деятельности. Активисты мечтают создать объединенное государство Идель-Урал: с разными народами, но общими границами, деньгами и армией, а главное — независимое от России. Это будет уже не первая в истории попытка такого проекта, но теперь есть интернет — это дает активистам основания рассчитывать на больший успех.

Эрзянин. Старший

Александр Болькин — один из полумиллионного мордовского народа, представитель его десятитысячной диаспоры в Украине.

Мужчина почувствовал толчок к национальному самосознанию, когда по просьбе знакомого университетского преподавателя охранял памятник Ленину «от украинских радикалов». Это был Киев 90-х годов, тогда к Александру подошел Вячеслав Чорновил. Узник мордовских лагерей расслышал особый акцент собеседника.

«Вы эрзя?» — спросил Чорновил. И начал рассказывать Александру о его народе. Знал больше, чем сам Болькин.

Тогда Александр стал многое вспоминать. Например, как его бабушка Матрена Алексеевна напевала народные песни и рассказывала маленькому Боляену (эрзянское звучание имени) сказки о многоголовом змее, которого одолели мордовские богатыри. Может, тот змей символически означал Россию, полагает Александр сейчас.

Эрзянскую версию его фамилии — Боляень — можно перевести как «старший». Александр решил стать старейшиной, который будет хранить традиции своего народа.

Болькин родился в столице Мордовии Саранске, в Украину попал в 1978 году, когда получил назначение в военный гарнизон на Житомирщине. Так и остался здесь, а после памятного разговора с Чорновилом решил охранять не Ленина, а родную культуру.

Мордовию населяют два народа: эрзя и мокша. В России их называют собирательным термином «мордва», но это так же оскорбительно, как называть украинцев «хохлами». Эрзянская диаспора в Украине сосредоточена преимущественно на востоке и в Крыму. Большинство русифицируется и забывает о своей культуре, жалуется Александр.

Он создал общество «Эрзянь Вал» («Эрзянское слово»), которое объединяет эрзян и их потомков в Киеве. До войны 2013 года активисты издавали книги на эрзянском языке, теперь общаются в группах в соцсетях, составляют электронный эрзянско-русский словарь.

Контактируют с активистами из Мордовии — там есть фонд спасения эрзянского языка и редакция газеты на эрзянском, в которую дважды наведывалась прокуратура с обвинениями в экстремизме.

Раз в три года в Мордовии собирается национальный эрзянский конгресс, во время которого проходят коллективные моления. Каждый эрзянин привозит на это событие горсть земли с места, где проживает. Землю ссыпают вместе. Но Александру Болькину после 2013-го туда дороги нет. Сначала — из-за участия в евромайдане, затем — в войне на Донбассе, и из-за волонтерских поездок на восток Украины. В официальной российской прессе — он «мордовский бандерлог», «мордовский сепаратист», «убийца донбасских детей». Сам себя он называет по-другому: «эрзя, который рисковал жизнью ради Украины».

Поэтому Болькин взялся за деятельность в изгнании. Один эрзянский поэт написал: «Центр родины там, где бьется твое сердце».

Уже десяток лет, как Александр и его соратники не оставляют надежды поставить в Саранске памятник князю Иинязору Пургазу, который правил в XIII веке и которого эрзяне называют своим национальным героем. Сначала активисты просили у городских властей денег на монумент, теперь рассчитывают хотя бы на разрешение и место, но и этого пока нет.

В тему: 20 лет истребления

«Вывел такую формулу забвения: вчера ты эрзя, сегодня — мордвин, завтра — русский, а послезавтра — никто. Человек без языка, обычаев, связей. Мордовия — единственное место, где может сохраниться эрзянская и мокшанская культура. Но не могу там быть. Нас мало, и мы рассеяны».

Александр не сдается и собирает вокруг себя тех людей, которым интересна история своего края. Ища своих корней, Болькин стал немного украинцем. В свободное время таксует на «Убере». Дважды ему попадались пассажирами земляки — мужчина не упускает случая рассказать эрзянам об их же народе, напомнить, что это не то же самое, что «русский», и объяснить, почему «мордвин» — некорректное название.

В Киеве пути Рафиса Кашапова и Александра Болькина пересеклись. Вместе это уже два народа Поволжья и Урала, но нашлись и представители других: Башкортостана, Чувашии, Удмуртии, Марий-Эл. Так появилась идея «Свободного Идель-Урала», который хочет суверенитета для каждой республики и независимости от России.

В тему: Как Россия забрала себе земли Республики Бурятия (памятка для бурятских танкистов)

Война за память

Об объединенном государстве мечтали предки Кашапова и Болькина еще века назад.

В 1918-м была принята резолюция о создании отдельного штата Идель-Урал в составе России. Большевики помешали этим намерениям. Потом были еще попытки создать собственное государство — они продолжались до 90-х годов, и увенчались разве тем, что Татарстану удалось провозгласить государственную независимость и принять собственную конституцию. Вскоре, однако, все вернулось в прежнее состояние, пока Татарстан не стал «субъектом РФ». Такой же статус — у Мордовии.

Сейчас активисты называют себя подпольщиками. Сколько их, не говорят, но лидеров трое.

Как собираются противостоять России? Это дело не одного дня, поэтому пока — силой слова и закона: распространять новости, следить за соблюдением прав народов, судиться, если возникают конфликты, оберегать активистов от российских преследований, развивать культуры народов, создавать условия для изучения их языков.

«С одной стороны, юридически мы ничего не нарушаем. А с другой — любое национальное сознание является угрозой для империи», — говорит Александр Болькин.

Опыт Украины во многом вдохновляет активистов. Активисты завидуют тому, как украинцы чтят жертв советских репрессий. В Мордовии, к примеру, сложно найти информацию о местных репрессированных советской властью. Национальная память втаптывается. Поэтому даже отвоевать место под памятник — для эрзян вопрос десяти лет: речь идет не о земельном участке, а о месте, что может сплотить людей.

Язык — еще один важный вопрос. Типичной является ситуация, когда языки прилегающих к России народов изучаются в школах, как необязательные, главным же зато является русский. Поэтому реальная возможность учиться на родном языке — один из приоритетов «Свободного Урала». История, язык, национальное сознание — некие кирпичики в фундамент объединенного государства. Похожие разговоры велись в Украине в конце 80-х.

«Каждый народ может иметь свою конституцию и жить, как считает нужным. Но защищаться и решать внешние проблемы надо вместе, это главное для нашей силы», — рассуждает Болькин.

Он оптимистичен в своих прогнозах и верит, что в перспективе можно будет охватить идеей «Свободного Идель-Урала» по меньшей мере 12 млн человек из всех представленных республик. Украину, которая обороняется от России, он тоже причисляет к своим союзникам.

«Подавлять меньшие народы — привычное поведение империи. В одиночку мы — рабы, которые никак не могут этому помочь. Но можем объединиться и действовать вместе».

В тему: Миф «великорусская нация». Во что верят язычники с берегов главной русской реки Волги

Справка. История эрзян

Сначала эрзяне жили на территории Старой Рязани, откуда переселились под натиском славян на территорию, где находится город Арзамас.

В 1237 году эрзя сопротивлялись Золотой Орде, скрываясь в лесах. Лидером тех пор был князь Инязор Пургаз, которого эрзяне считают своим национальным героем за искусство правления и ведения сражений.

Когда эрзяне попали под власть Суздальского княжества, часть народа ассимилировалась, а часть отступила дальше на восток. В XVII веке они поселялись в Заволжье и на Урале — многие эрзяне проникли туда раньше, чем русские.

Во второй половине XVIII века Россия окончательно колонизировали эрзяне-мокшанские земли. Это стало причиной эмиграции коренного населения за Волгу и в степи и дальнейшей этнической ассимиляции эрзян и мокшан вплоть до XX века.

В 1995 году эрзяне задекларировали свое официальное название — «эрзянский народ». Такое название они считают национально-корректным, в отличие от принятой у русских названия «мордва» для обозначения эрзян и соседнего народа мокша. Современная республика Мордовия, где проживают эрзяне, была образована в 1930 году, в настоящее время является субъектом Российской Федерации.

Ярослава Тимощук, опубликовано в издании ТЕКСТИ

Перевод: Аргумент

Chechenews.com

22.04.18.