Главная » Все Новости » История » Россия закономерно пришла к официальному отрицанию ответственности за Катынь

Россия закономерно пришла к официальному отрицанию ответственности за Катынь

Официальные российские медиа, от «Нижегородской правды» до РИА «Новости», выступили с новой правдой о Катынском расстреле. А точнее, со старой ложью о нем: вы все врете, это геббельсовская пропаганда, поляков расстреляли немцы. Удивляться этому не приходится — все к тому шло.

Курс на отрицание был взят как минимум три года назад. Тогда основанное в 2012 году по указу Путина Российское военно-историческое общество, возглавляемое Мединским, провело тематическую конференцию, участники которой пришли к выводу: точку ставить рано, все не так однозначно, враждебные силы стремятся нас оболгать.

Но еще оставалось место плюрализму, и газета «Ведомости», например, публиковала точку зрения историка Александра Гурьянова, руководителя Польской программы общества «Мемориал». Гурьянов писал: «Элементы официальной позиции, идущие вразрез с признанием в 1990-х гг. ответственности СССР за Катынское преступление, свидетельствуют о глубоком нравственном и правовом неблагополучии нашего государства».

В 2021 году на НТВ вышла четырехсерийная передача «Катынские материалы», призванная опровергнуть вину советского руководства за военное преступление (признанное таковым в 2012 году Европейским судом по правам человека). А в 2022 году ряд российских политиков и общественных деятелей уже обращались к правительству с призывом и вовсе ликвидировать Катынский мемориал. Так, депутат Смоленской облдумы от КПРФ заявлял, что ему «с детства было противно наблюдать, как наша страна унижается перед Польшей в Катыни», и предлагал «выкинуть эту фальшивку на свалку истории». Ликвидировать мемориал не стали, но убрали оттуда польский флаг. В прокремлевских медиа появилась масса статей, где говорилось, что катынская трагедия — это «пример стратегической ментальной войны против России», а покаяние было «большой политической глупостью».

Конечно, в строгом смысле слова никакого покаяния за Катынский расстрел в путинской России не было. Ни как отдельного политического акта, ни как факта самосознания российского общества. На официальном уровне было полупризнание. Оно сопровождалось моральной релятивизацией: мол, Катынский расстрел был ответным преступлением — местью за гибель красноармейцев в 1919-1921 годах в польском плену (в основном из-за эпидемий болезней, в частности, бушевавшей тогда «испанки»). Соответствующие информационные стенды появились в Катыни в 2017 году. В Польше это было расценено как «плевок в лицо». На всем протяжении путинского правления в том или ином виде существовал поощряемый сверху устойчивый ревизионистский дискурс относительно Катынского расстрела.

Высшим пиком признания был показ фильма «Катынь» Анджея Вайды некоторыми российскими телеканалами в 2010 году, а затем совместное возложение венков к мемориалу премьер-министрами России и Польши. Спустя три дня произойдет авиакатастрофа под Смоленском, которая унесла жизни значительной части польской элиты, в том числе президента Леха Качиньского. Многие назовут ее «Катынью-2».

Учитывая все, что мы сегодня знаем о Путине, версия о спланированном убийстве представителей польской элиты не просто не выглядит невероятной, скорее возникает вопрос: неужели он мог не воспользоваться таким случаем? Когда российские спецслужбы теоретически имели полный доступ к польскому президентскому борту. Или могли дезориентировать его пилотов. Уж очень дьявольски Путину повезло с туманом и березкой. Тогда «патриотическое» сообщество много шутило о присвоения березе звания Героя России. Еще бы, она позволила Путину убрать с европейской политической арены своего самого главного — и наиболее влиятельного — врага. «Независимое военное обозрение» писало в 2018 году, что «в некоторых кругах говорили — это их бог наказал». Дескать, набили уже оскомину своей Катынью, никак не уймутся.

Путин ведь и за меньшее убивал или пытался убить. А тут — «почитатель Джохара Дудаева», как о Качиньском писали «Известия» после его избрания. Который заявил уже в качестве президента, что не поедет первым в Россию, достаточно туда предыдущий президент мотался, пусть теперь Путин сам сюда едет. Главный адвокат европейского вектора развития Украины. Сторонник концепции Междуморья, возрождавшей исторический спор за первенство в Восточной Европе. Противник строительства «Северного потока» и кабальных договоров с «Газпромом». При нем из Польши вещали сайты сторонников Ичкерии, заработал телеканал «Белсат», направленный на демократизацию Беларуси. К тому же Качиньский был инициатором исторического визита пяти президентов в Тбилиси в разгар российской агрессии против Грузии. Где он произнес: «Сегодня Грузия, завтра Украина, послезавтра — страны Балтии, а потом, возможно, придет черед Польши». Нет никаких сомнений, что Путин ненавидел его лютой ненавистью. А значит — хотел бы убить.

Так что отрицание Катынского расстрела — закономерный, предсказуемый и не такой уж значительный шаг. Пересмотру подверглось в целом начало Второй мировой. Ее чуть ли не сама Польша — в сговоре с Гитлером — и развязала. И вообще во всем виноват Версальский договор, нечего было немцев унижать, а наш пакт с рейхом — это как у всех пакт, даже лучше, настоящее достижение советской дипломатии, гениальный ход вождя.

История Катынского расстрела — это история отрицания, вранья, фабрикации подложных улик, показаний лжесвидетелей. Чего стоит ответ Сталина генералу Андерсу и премьер-министру Сикорскому в 1941 году: а может, они (пленные) вообще в Манчьжурию сбежали, кто их знает. Она утонула. Они убежали. Катынь — от польского kat (палач), Буча созвучна с английским словом butcher (мясник), значит, бучанская резня — британская постановка. Последнее с трибуны Госдумы 13 апреля повторил Анатолий Вассерман. Тут на воре шапка горит, что называется.

Поскольку самой гнусной информационной операцией, призванной заставить забыть про Катынь, было создание в Беларуси мемориала Хатынь на месте сожженной деревни. Для западной аудитории эти два названия звучат практически идентично. The New York Times пришлось специально подчеркивать в 1974 году, что нет, президент Никсон не посещал Катынь, его свозили в Хатынь. С распада СССР уже историю Хатыни стали использовать в пропагандистских целях — создав миф, который сейчас активно используется, что ее сожгли «бандеровцы» или «украинские националисты». Такая вот матрешка лжи. Но это уже отдельная история.

А еще Катынь — это про готовность закрывать глаза на преступления русского людоеда. Черчилль говорил Сикорскому, что он в курсе, что большевики — преступники, но ему сейчас не до этого, у него другие приоритеты. А потом и вовсе подарили этому людоеду всю Центрально-Восточную Европу, с правом устанавливать там свои порядки. Зная, что это будут за порядки. В самом деле, история мало чему учит — точно так же закрывали глаза на нового кремлевского людоеда, позволяя ему хозяйничать у соседей, как у себя дома. Целуя его то в нефтепровод, то в великую русскую культуру. Потому и верили так легко — или делали вид, что верят — во все эти туманы и березки.

Наиболее мягкой версией ревизионистского дискурcа о Катыни — некоторое время ее разделял и сам Путин — было то, что это преступление Сталина и большевиков. Которые провели «превентивную классовую санацию», по выражению профессора Игоря Калиганова. А русский народ ни в чем не виноват, он сам пострадал не меньше. Потом-то Сталин снова стал великим вождем, и тогда стали отрицать сам факт преступления. Как отрицают сейчас Бучу, Мариуполь и так далее. Но уже многие предусмотрительно утверждают: русские ни в чем не виноваты, это все Путин.

graniru.org

Chechenews.com

16.04.23.