Прочитала расшифровку радиопередачи «Чеченец в России. Герман Садулаев». Не без некоторого даже восхищения — вот ведь умен! Ценю людей, умеющих парадоксально мыслить — независимо мыслить, выдавая сентенции, которые до них никто не отваживался говорить (или не додумывался просто?). И плевать, что это никому не понравится. Не случайно, наверное, он единственный чеченец, высказывания которого воспринимают в штыки и ичкерийцы, и кадыровцы. Я тоже частенько воспринимаю его в штыки, но — всегда оценив.
Кто не в курсе — этнически Садулаев полурусский, ментально — практически полностью русский, идейно — большой поклонник СССР со всеми его особенностями. С такими исходными данными любые конфликты между русскими и чеченцами ему смертельно невыгодны, и переступить через это он не может. (Я тоже, в силу воспитания, отчасти такая, но я еще в юности сделала выбор и держусь своей стороны мертво, а Садулаев, похоже, выбирать не хочет).
Уяснив исходные данные, идем дальше. В длинном интервью — две главных мысли. Первая: все героические особенности чеченцев — это миф, придуманный в ХIX веке русскими писателями, которые, как и нынешняя интеллигенция, ненавидели самодержавие и, поездив на Кавказ, придумали бесстрашных и свободолюбивых горцев — борцов с самодержавием. Мол, кто-то же может! Это была интеллигентская выдумка, предназначенная исключительно для внутреннего употребления. Но чеченцы, научившись читать и начитавшись Толстого и Лермонтова, «положили эту мифологическую концепцию в основу своей будущей национальной самопрезентации».
Вторая мысль: две прошедшие войны были на самом деле не войнами чеченцев с русскими, а гражданскими войнами чеченцев между собой, в которые зачем-то влезли русские, подумав ошибочно, что это их война. Такие гражданские войны — необходимый и неизбежный этап создания государственности любого народа. Сейчас этот этап закончен — как и положено, победой одной из политических сил, и молодая чеченская нация, находящаяся на пассионарном подъеме, в усиленном темпе строит свою государственность. При этом вопрос об отделении России от Чечни (именно так формулирует Садулаев) не поднимается, потому что элитам нынешняя ситуация комфортна, как комфортно было когда-то русским князьям править под скипетром золотоордынского хана.
Благоверный князь Александр Невский умоляет хана Батыя пощадить землю Русскую. Раскрашенная гравюра XIX в.
Остро, ярко, вкусно сказано. Прочитав, реагируешь эмоционально — раскрываешь рот и в первые секунды не знаешь, чем возразить. Потом включается голова. Итак, начинаем.
Пункт первый. О литературе. Творческим людям свойственно все романтизировать и преувеличивать. Но дыма без огня не бывает, а писатель, если он талантлив (а мы говорим о классиках российской литературы, о гениях) именно преувеличивает, а не выдумывает. И, например, людей, известных своей трусостью и скупостью, никогда не выведет в произведении щедрыми смельчаками.
Конечно, тогдашние горцы не были идейными борцами с самодержавием. Они и слова, думаю, такого не знали. Они просто, не заморачиваясь особо, убивали оккупантов, залезших на наши земли, и, несомненно, правильно делали. И разве ошиблись писатели, увидев в этом свободолюбие? )
И ничего удивительного в том, что через много лет наш Президент Джохар, чуть пригасив искринки в глазах, не скрывая горделивого удовольствия, цитировал на камеру:
И дики тех ущелий племена;
Им Бог — свобода, их закон — война…
Там поразить врага не преступленье;
Верна там дружба, но вернее мщенье;
Там за добро — добро, и кровь — за кровь,
И нeнависть безмерна, как любовь.
Из-за изначально несопоставимой разницы в количестве читателей ни один чеченский писатель не может сравниться по влиятельности с классиками российской литературы. Кроме того, нет пророка в своем отечестве. Вот и цитируют российских классиков. Вроде как потомки народа, упомянутого каким-нибудь Геродотом, обязательно будут с гордостью на него ссылаться. Конечно, эти строки Лермонтова льстят национальному самолюбию. А что здесь такого? Похвала от врага — лучшая из похвал.
Пункт второй. О гражданской войне.
Предпосылки для нее у нас действительно были, и серьезнейшие. Но был и шанс ее избежать — для этого надо было не вмешиваться России и не убивать Дудаева. Его харизмы могло бы хватить, чтобы придавить лидеров поменьше и по краю провести страну над пропастью братоубийства. Могло и не хватить — но и тогда конфликт не был бы таким кровопролитным, как две войны, и лет за пять все бы устаканилось само собой.
Но в любом случае — если в гражданскую войну вмешивается сильное иностранное государство, поддерживающее, допустим, одну из сторон — эта война мигом перестает быть гражданской и становится национально-освободительной.
А что на всех сторонах воевали чеченцы — так это на любой войне так. Из-за того, что у русских были власовцы, война с Гитлером ведь не превратилась из национально-освободительной в гражданскую. Можно и дальше пойти (этот момент обычно не педалирует советская и российская пропаганда). Берем российский населенный пункт, оккупированный гитлеровцами.
Что, в нем, как в советских фильмах, будет один продажный староста и один полицай (которых после войны повесят?). Да ничего подобного. Будет достаточное количество русских чиновников, работающих в оккупационной администрации. Будут полицаи.
Будут директора школ и просто служащие контор, работающих «под немцами». Будут рабочие на заводах, производящих все необходимое для Рейха. Даже крестьяне — в их дома поселят немцев, и они вынуждены будут их кормить. И отдавать часть выращенного ими в виде налогов в бюджет Третьего Рейха.
Все эти люди предатели? Нет, наверное. Жить-то им нужно.
Но получается, что все они работают на немцев (а что они при этом думают и как в действительности к немцам относятся — это ведь не проверишь).
А четко выраженно сражаются с врагом, ведут национально-освободительную борьбу одни «лесные» из близлежащего леса. Которые, конечно же, в абсолютном меньшинстве. И на которых периодически посылают охотиться полицаев. Ничего не напоминает?
И неужели эту ситуацию можно назвать послевоенным построением государственности, когда одна политическая сила одержала верх над другой?
Да нет, это самая обыкновенная оккупация.
Но, может быть, некоторые люди пошли на службу оккупантам, чтобы получить дополнительные возможности для тайной борьбы с ними и проведения своей политики?
Рассмотрим и этот вариант. Внедренных «штирлицев», прошедших спецподготовку, не берем — это всегда единицы. Допустим, в нашем населенном пункте живут люди, представители элиты, которые считают себя патриотами России и при этом ненавидят Советскую власть.
Гитлера и нацизм они тоже не любят, но рассчитывают, воспользовавшись немецкой оккупацией, занять какие-то должности, сгруппировать вокруг себя каких-то людей, чтобы потом, когда немцы рано или поздно уйдут, иметь какой-то костяк для построения новой России — без коммунизма.
Так ведь не получится у них ничего. Их заставят по полной лизать немцев. А если заметят, что они занимаются какой-то подпольной деятельностью или хотя бы детей в школах не тому учат — им всем конец. Выживут одни лизоблюды.
Чтобы этот вариант не выглядел фантастикой, напомню, что такое происходило в действительности. В 1941 году ОУНовцы вошли на Украину вместе с гитлеровцами (за что получили от советской пропаганды клеймо предателей) и быстренько, не согласовав это с немцами, провозгласили суверенную Украину, союзную гитлеровской Германии, сделав некоторые реверансы в адрес немецкого фюрера.
Вполне понятно, что Гитлера такая самодеятельность не устроила, и все лидеры ОУН мгновенно оказались в концлагерях. Вряд ли наш Рамзан знает историю, но чутье у него звериное, оказаться в концентрационном фильтрационном лагере он не хочет, и поэтому лижет Путина, аж захлебывается.
А Золотую Орду русские княжества терпели ровно столько, сколько не было сил от нее избавиться. А потом Орда ослабла, и произошла Куликовская битва.