Политический кризис в Венесуэле длится уже почти два месяца. Я писал о причинах его возникновения, и как он развивается здесь и здесь.
Россия в этом конфликте поддерживает сторону Николаса Мадуро. Проблема в том, что основные аргументы, которые выдвигают российские дипломаты, основаны на лжи. Вчера в эфире RTVI я общался с высокопоставленным дипломатом Яном Бурляем. Я начну с разбора его мелкой лжи, а потом перейду к разбору глобальной лжи, которую продвигают Василий Небензя, Сергей Лавров, Мария Захарова и тот же Ян Бурляй как официальную позицию России.
Мелкая ложь Бурляя.
1. Бурляй заявил, что через границу Бразилии и Венесуэлы в принципе не могут осуществляться поставки гуманитарной помощи, потому что там джунгли и нет дорог.
Там действительно джунгли, и фактически нет дорог. Однажды мне довелось лететь на самолете из Каракаса в Рио-де-Жанейро, и это был один из самых утомительных перелетов в моей жизни. Мы летели больше 10 часов (хотя там лету 5-6 часов), потому что самолет сделал 3 остановки. Это как автобус. Летишь час-два, остановка, люди входят и выходят, дальше летишь. Самолет – основной вид транспорта, и даже на относительно короткие расстояния люди летают на самолетах. Но это не значит, что там невозможны поставки гуманитарной помощи.
Во-первых, там широко используются реки, и индейцы из племени пемон, которые живут вдоль границы с Бразилией, одними из первых стали активно требовать пропустить гуманитарную помощь. Более того, им первым в Венесуэле удалось провести гуманитарную помощь в страну, еще 14 февраля, на 9 дней раньше того, как начались попытки первых официальных поставок. И привезли они гуманитарную помощь именно по реке.
Во время вчерашнего эфира именно эта ложь Бурляя меня больше всего возмутила. Ведь он проработал в Южной Америке с перерывами 45 лет, с 1970 г. по 2015 г. Значит, хорошо знает регион. Как можно утверждать, что поставки гуманитарной помощи через границу с Бразилией — это фэйк, если первые поставки пошли именно в районе той границы, и в попытках обеспечить прохождение гуманитарной помощи погибло много людей. Не виртуальных «распятых мальчиков», а конкретных людей, у которых дети, семьи, и которые пошли на пули потому, что им нечем кормить семьи. Они действительно готовы умирать ради мешка с едой.
2. По Бурляю, Мадуро не контролирует границу с Колумбией
Мадуро и его российские друзья опасаются, что под видом помощи в страну будет ввезено оружие. Это чуть более тонкая ложь. Граница Венесуэлы и Колумбии – это в основном джунгли и, местами, амазонская саванна. Ее действительно полностью контролировать невозможно, и нет никакой гарантии, что кто-то с мачете не перейдет ее незаконно. Но речь же идет не о том, что еду собираются везти в страну в карманах и рюкзаках непонятные люди, которые нелегально пробираются сквозь джунгли. Речь идет о поставках гуманитарной помощи грузовиками, по 20 тонн продуктов и медикаментов в каждом. Для их провоза есть всего три пограничных перехода, по которым можно попасть из Колумбии в Венесуэлу, в районе городов Кукута, Араука и Майкао. Их очень легко перекрыть, что Мадуро и сделал – установи в на мостах-переходах через границу баррикады из контейнеров и фур. Именно поэтому все манифестации и жертвы были в районе этих мостов.
Я давно заметил, что когда у чиновников нет аргументов по сути, они переводят разговор на другую тему неожиданным вопросом вроде: «А ты хоть раз на заводе был?». Неважно относится это к теме разговора или нет. Бурляй зачем-то спросил меня, был ли я на границе Аргентины и Уругвая, и Аргентины и Чили. Я на этих границах был, а также был на границе Колумбии и Венесуэлы и на многих других границах Латинской Америки. Я проехал всю Латинскую Америку от Мексики до Аргентины и неоднократно пересекал границы как пешком, так и на машине. Забавно, что границы, на которые сослался Бурляй, вообще не похожи на границы Венесуэлы с Колумбией и Бразилией. Граница Аргентины и Чили – это заснеженные горы, граница Аргентины с Уругваем проходит по реке — там с обеих сторон бесконечные поля со стадами коров. А граница Бразилии и Венесуэлы и Венесуэлы и Колумбии — это либо джунгли, либо амазонская саванна.
Теперь перейду к глобальной лжи, которую продвигают на международной арене Лавров и его подчиненные – Небензя, Захарова и Бурляй.
1. Венесуэла стоит на пороге гражданской войны.
Согласно данным последних опросов общественного мнения, 80.3% венесуэльцев считают, что Мадуро должен уйти и 79.2% вообще не доверяют Мадуро. Мадуро пока поддерживает армия и то потому, что высшие армейские чины погрязли в коррупции и торговле кокаином. Чтобы имитировать народную поддержку, Мадуро постоянно прибегает к помощи фотошопа. Вот только три наглядных примера:
— Мадуро приветствует толпу восторженных сторонников после триумфальной победы на выборах в мае 2018. Восторженных сторонников пририсуют потом.
— Совсем свежее видео – чиновники проводят митинг перед восторженной толпой сторонников. Толпы пока нет, но она обязательно появится на официальных видео.
— Вот официальные фотографии с митинга сторонников Мадуро 2 февраля. А вот кто-то этот же митинг с балкона снимал и сопоставляет с официальным прямым эфиром госканалов.
Подобных доказательств, что Мадуро регулярно рисует себе толпы сторонников, – уйма. В социальных сетях довольно много фотографий с митингов и шествий оппозиции, где видно толпу, с разных ракурсов, в разное время. С мадурингов подобных фотографий (где много народу) в соцсетях найти фактически невозможно. Только на сайтах госканалов и официальных агентств.
Никакого разделения народа в Венесуэле нет, а значит нет причин для гражданской войной. У Мадуро нет достаточно сторонников, которые захотели бы за него воевать. Это не значит, что в Венесуэле мало сторонников Чавеса. Чависты – одна из самых популярных партий, и Гуаидо открыто говорит, что кандидат от чавистов также примет участие в новых выборах. Просто даже сторонники Чавеса уже давно разочаровались в Мадуро.
2. Кто знает, что там в этих грузовиках? Американцы, конечно, говорят что там гуманитарная помощь, но мы-то понимаем, что там, скорее всего, оружие и спецсилы. Никто не может этого исключать.
Это как раз очень легко исключить. Как я написал, есть всего 4 возможные точки поступления гуманитарной помощи в Венесуэлу наземным путем – три на границе с Колумбией и одна на границе с Бразилией. Армия Мадуро контролирует все эти переходы. Можно останавливать и досматривать каждый грузовик. Представьте, какой будет скандал, если при досмотре там реально обнаружат оружие? Но Мадуро досматривать грузовики не хочет, вместо этого он наглухо закрывает границы, расстреливает людей, которые митингуют около границ с требованием пропустить еду и лекарства, а если грузовикам вдруг удается прорваться – солдаты и полиция их просто поджигают.
После этого глава МИД Венесуэлы показывает какие-то фотографии грузовиков с колючей проволокой, и говорит, что на самом деле грузовики везли проволоку и гвозди для строительства баррикад. Во-первых, как я уже писал, мадуровские чиновники регулярно фотошопят фотографии, и где гарантии, что эти фотографии — не продукт той же фабрики фотошопа? Во-вторых, есть множество фотографий, на которых видно, как люди разгружают мешки с едой из горящих грузовиков (например, в том же репортаже BBC). То есть весь мир мог видеть, что там на самом деле было внутри. В-третьих, армия Мадуро контролирует границу. Почему бы просто не остановить грузовики и не проверить, что там внутри в присутствии журналистов и демонстрантов?
В этом, кстати, кейс поставок гуманитарной помощи в Венесуэлу кардинальным образом отличается от поставок Россией гуманитарной помощи в ЛНР и ДНР. Там действительно дырявая граница и много мест, где можно проехать. Украинская армия границу не контролировала (ее просто оттуда выбили российские войска), и что было в белых «КамАЗах», которые шли без всякого таможенного досмотра с украинской стороны, никому не известно. Потом на территории Украины вдруг оказались российские солдаты, оружие и даже зенитно-ракетные комплексы БУК. На настоящий момент ни одного доказательства, что в гуманитарном грузе, который собираются отправить в Венесуэлу, находится оружие или что-то подобное, просто не существует.
3. Это американские санкции довели Венесуэлу до нынешнего состояния. Мадуро и венесуэльский народ — жертвы американских санкций.
Это тоже ложь, которую очень любят повторять Мадуро и российский МИД. Первые санкции против Мадуро были введены в 2014 г., и то это были санкции против чиновников, которые участвовали в подавление протестов – тогда погибли 42 человека и более 100 получили ранения. Но производство нефти начало падать задолго до этого. Пик производства нефти пришелся на 1999-2001 гг., как раз когда Чавес пришел к власти. После этого на всем промежутке его правления, а также правления Мадуро производство нефти постоянно снижалось.
На протяжении всего правления Чавеса и Мадуро США были основным покупателем венесуэльской нефти и обеспечивали основную экспортную выручку. Более менее ощутимые санкции были введены только месяц назад, когда США отказалось покупать нефть у PDVSA и заморозило ее активы в стране. Более того, США не вводили никаких серьезных санкций против Венесуэлы вплоть до января 2019 г. даже при том, что правительства Чавеса и Мадуро в течении многих лет регулярно национализировали собственность американских компаний Exxon Mobil Corp, ConocoPhillips, General Motors и многих других.
До плачевного состояния экономику Венесуэлы довели именно политики Чавеса и Мадуро, то есть национализация промышленности, бездумное печатание денег, попытка установки фиксированных цен и запрет на обмен валюты населением. В результате полки в магазинах опустели, и появился черный рынок. Элементарные продукты стали недоступны большинству населения.
4. Мадуро – законно избранный президент, а Гуаидо – самозванец.
Победу на выборах в мае 2018 г. не признали не только США, Канада и Евросоюз, но и почти все страны Южной Америки, в частности Аргентина, Бразилия, Чили, Колумбия, Перу, Парагвай и Эквадор. Победу Мадуро признали Россия, Беларусь, Китай, Боливия, Сирия, Турция, Северная Корея, Иран, Куба и некоторые другие страны.
Все соседи Венесуэлы и развитые демократии не признали Мадуро победителем, потому что выборы были сфальсифицированы, а двух основных конкурентов Мадуро просто не допустили до выборов.
Гуаидо – спикер законно избранного парламента. Он не сам себя объявил, его объявил временным президентом парламент. Его основная задача – это проведение в ближайшее время честных выборов, в которых могут участвовать все политические силы, включая чавистов. На этом его президентский мандат закончится.
5. Мадуро готов к диалогу, это оппозиция не хочет ни с кем вести диалог, а просто хочет захватить власть.
Это, наверное, самая главная ложь. Мадуро не хочет никакого диалога. Его единственная цель, когда он громко заявляет, что хочет сесть за стол переговоров – это выиграть время. Это понимают все страны, которые участвуют в процессе разрешения венесуэльского кризиса. Начиная с 2017 г., международное сообщество пыталось решить венесуэльский кризис путем переговоров. Переговорный процесс координировал бывший премьер-министр Испании Хосе Луис Родригес Сапатеро (вот сообщение ТАСС с одной из встреч этой серии переговоров). В этих переговорах участвовали дипломаты высшего уровня из многих стран Латинской Америки. Мадуро фактически саботировал переговорный процесс, и вместо выхода из кризиса его усугубил, переназначив себя президентом на фальшивых выборах.
Все те, кто в течение почти двух лет пытался хоть о чем-то договориться с Мадуро, просто не верит в такую возможность. Даже Римский папа Франциск, верх такта и дипломатии, ответил буквально следующее, когда Мадуро обратился к нему за посреднической помощью сейчас: «Нужно было, конечно, попытаться найти решение кризиса в Венесуэле. К сожалению, все такие переговоры были прерваны, потому что то, что было согласовано на встречах, не сопровождалось конкретными действиями, чтобы реализовать достигнутые договоренности.» Переводя с интеллигентского папского на русский: «В чем смысл с тобой, Мадуро, о чем-то договариваться? Пытались, и не однократно, но только ты не выполняешь то, с чем сам согласился».
Ну и, наконец, самое главное доказательство, что Мадуро не готов ни к каким переговорам по сути. Он жестко настаивает, что он законно избран и будет править до 2025 г. На все предложения провести нормальные выборы в ближайшем будущем он отвечает: «Хотите выборы? Давайте проведем досрочные выборы в парламент». Напомню, что парламент сейчас находится под контролем оппозиции. Никакой возможности, даже теоретической проведения новых выборов президента Мадуро рассматривать не готов.
Итого, к сожалению, я вынужден констатировать, что вся аргументация российской дипломатии основана на лжи и подтасовках. Она рассчитана на тех, кто не следил за тем, как развивался кризис в Венесуэле, не знаком с географией Южной Америки и не знает, когда и какие санкции вводились США. Я понимаю, что для аудитории федеральных каналов такая аргументация выглядит вполне убедительно, но на международной арене мы как страна выглядим очень неприглядно в своих отчаянных попытках защитить диктатора, который морит свой народ голодом.