Вокруг сноса памятника русским солдатам, участникам завоевания Черкесии и геноцида черкесского народа, установленного и затем снесенного в Адлере, в интернете развернулись многочисленные дискуссии на тему моральных оснований установки памятника людям, участникам преступлений против человечества. Нашлись такие, которые вышли с плакатами на акции протеста, против сноса памятника.
Высказывались идеи, что нужно ставить больше памятников Ермолову и Буданову. При этом ссылаются на какую-то «историческую справедливость». Думаю будет уместно проанализировать, что на самом деле стоит за этими памятниками, и есть ли какие-либо моральные основания для установки памятника завоевателю, участнику преступлений против человечества.
В 1996 году основатель и президент объединения Genocide Watch Гергори Стентон, на основании проведенных исследований и анализа, предложил 10-ступенчатую модель геноцида.
В десять стадий геноцида включены следующие:1)классификация; 2)символизация; 3)дискриминация; 4)дегуманизация; 5)организация; 6)поляризация; 7)подготовка; 8)преследование; 9)истребление; 10)отрицание. Этапы не являются линейными, и обычно несколько происходят одновременно. Для нашей темы — установка памятников завоевателям, особенно важными являются первые четыре ступени. Классификация — к примеру «дикари», «отсталые народы» и т.д. Символизация — «хищники» (то есть не люди), «набеги», «лица кавказской национальности» и т.д. Дискриминация — это отрицание прав дискриминируемого народа (право на возвращение на Родину, право на национальное объединение, право на единую идентичность, право на свой алфавит (не русский), и т.д и т.д. Дегуманизаця — человек никогда не будет истреблять других людей, если считает их равными себе. Поэтому идеологическое сопровождение геноцида, это лишение человеческих свойств истребялемого народа. К примеру геноцид тутси в Руанде, хуту называли «Operation insecticide» (уничтожение насекомых), а тутси называли «cockroaches»(тараканы). Немцы называли евреев «раковой опухолью на теле земли».
Государства колонизаторы называли народы, землю которых завоевывали «дикари». Черкесов называли «хищники», то есть не люди, животные. И это не смотря на массу примеров благородства и рыцарского поведения черкесов. Тут важен не сам факт дикости того илли иного народа, а именно идеологическое сопровождение самого процесса завоевания и истребления, дегуманизация. Если обратиться к другой сфере, то человек как правило не употребялет в пищу кошек и собак, лошадей, потому что эти животные «умные», а коровы и бараны «тупые» — «они даже не понимают, что их убивают».
Дегуманизация — обязательное условие завоевания и этнической чистки. Но дело в том, что идеология завоевания продолжает жить и культивироваться в последующих поколениях. Общепринятое мнение, что кавказцы «тупые», ведь на Кавказе «квалифицированные рабочие» это представители русского народа. И памятники завоевателям, это генетическое продолжение идеологической линии дегуманизации народа, на земле которого поставлен памятник. Это торжество завоевателя и глумление над завоеванным народом.
Здесь проявляется эффект дегуманизации — горе потерь завоеванного народа, его боль, не считаются человеческими, и в расчет не берутся теми, кто устанавливает памятник. Краснойбайство администрации и руководства страны о «межнациональном мире и согласии» есть не что иное, как отъявленное лицемерие, которое вызывает только раздражение и неприязнь. То есть, по самой своей сути, такие памятники являются выражением человеконенавистничества, продолжением идеологии дегмуманизации, сопровождавшей непосредственно завоевание и этничесткую чистку.
С тем, с кем считаются, с равным, не будут так себя вести, наступать на рану, которая никогда не заживет. Установка памятников завоевателям, есть не что иное, как торжество идеологии человеконенавистничества. Также, к этому следует добавить последний, десятый пункт из десяти ступеней геноцида — отрицание. Сама роль личностей, которым устанавливают памятники такова, в истории завоевания, что либо они «герои», либо палачи-убийцы.
И опять, в этом вопросе, установка памятников подразумевает отрицание национальных чувств, исторической памяти (боли), народа, подвергшегося геноциду. Современное законодательство утверждает равенство всех жителей страны. Но, как гласит пословица древних Espistula noni erubescit — письмо не краснеет, и на деле продолжается политика дегуманизации народов, отрицания их исторической памяти, национальных чувств, народов, которые насильственным путем стали частью этой страны.
Anzor Kashezh для Черкессия (Адыгэ Хэку) в лицах прошлого и современности
Chechenews.com
19.07.2020.