То, что Путин совершил свой первый после «инаугурации» заграничный визит именно в Китай, логично, учитывая зависимость РФ от КНР.
Путин, вероятно, будет добиваться от Си дополнительной поддержки для изолированной экономики своей страны и увеличения военного сотрудничества.
Также Си и Путин планируют «рассмотреть несколько инициатив, которые изменят мировое геополитическое пространство». Речь идет о масштабном усилении роли БРИКС, дальнейшей объединенной борьбе против США и «мирных инициативах» в отношении Украины, которые больше похожи на принуждение к капитуляции.
В преддверии визита в Китай Путин в интервью агентству «Синьхуа» вновь поднял тему мирных переговоров и «положительно оценил позицию Китая» относительно политического урегулирования войны в Украине, заявив, что «Пекин четко понимает корни «украинского кризиса» и его глобальное геополитическое влияние. «Концепции и предложения, указанные в документе, демонстрируют искреннее желание Китая стабилизировать ситуацию», – добавил российский диктатор.
Путин также подчеркнул, что принципы мирного урегулирования «украинского кризиса», недавно предложенные главой КНР, органично вписываются в вышеупомянутый документ.
Российские СМИ заявляют, что Путин и Си Цзиньпин обсудят украинский вопрос с глазу на глаз, добавляя, что Китай, скорее всего, не будет участвовать в Саммите мира по инициативе Украины в Швейцарии.
«Мирные инициативы» с привкусом капитуляции
В преддверии приезда Путина КНР удвоила дипломатические усилия для продвижения своих мирных предложений. Спецпредставитель Китая по делам Евразии Ли Хуэй посетил страны так называемого Глобального Юга. Пекин согласовывал с этими странами свой подход к так называемому охлаждению войны, то есть фактически пытался повлиять на позицию стран Глобального Юга, которые все же будут готовы направить своих представителей на Саммит мира в Швейцарии.
Для этого уже есть и план, который Китай стремится реализовать. Основа этого документа – предложение фактической заморозки войны, зафиксирующей потерю Украиной оккупированных Россией территорий, с непонятными перспективами и на неопределенный срок. Именно то, к чему и стремится Россия. То есть китайцы просто предлагают Украине зафиксировать капитуляцию, красноречиво играя на стороне России.
Такой подход не удивителен. Ведь китайская концепция биполярного мира предполагает, что РФ находится в сфере интересов Китая, а Украина, как бывшая республика Союза, – в сфере влияния России. В Пекине уверены: если бы не помощь Запада, Китай уже давно вместе с Путиным смог бы «убедить» Украину стать сателлитом России.
Одной из главных целей визита станет поиск путей, как минимизировать сбои в работе экономического спасательного круга, который Китай бросил России после начала полномасштабной войны против Украины. Пекин стал самым большим рынком для российской нефти и газа, а также ключевым источником импорта.
Поскольку поставки китайских товаров двойного назначения помогают Кремлю создавать необходимое вооружение, Вашингтон теперь пытается перекрыть этот поток.
Ограничения, похоже, уже оказывают некоторый эффект. Китайский экспорт в Россию упал на 15,7% в марте и на 13,5% в апреле по сравнению с тем же периодом прошлого года. Это во многом объясняется опасениями вторичных санкций, которыми Пекину грозят США.
Именно поэтому планируется, что Путин будет обсуждать с Си Цзиньпином решение проблемы застопорившихся банковских платежей между РФ и КНР, чтобы обойти американские преграды.
Относительно вассальной зависимости РФ от КНР – этот фактор Москву, похоже, пока не очень беспокоит. Это соглашение, на которое россияне готовы пойти, чтобы работать с партнером, который не угрожает их внутренней стабильности и имеет схожие взгляды на мировой порядок.
На данном этапе у Путина краткосрочное видение: победить в Украине любой ценой. Ему нужна китайская поддержка, а именно – поставки товаров двойного назначения, необходимых для сложнейшего оружия, потому что миллионов артиллерийских снарядов, купленных в Северной Корее, недостаточно, чтобы преодолеть сопротивление украинцев.
Си Цзиньпин все больше испытывает дипломатическое и экономическое давление от Запада, который требует сократить поддержку России в ее войне против Украины. Своими заявлениями о «неучастии в конфликте» Пекин стремится улучшить имидж и сохранить китайский экспорт.
В то же время сохранение отношений с РФ для Китая также необходимо, ведь это дешевые ресурсы и китаизация рынка РФ, которая к тому же служит неким буфером, за которым КНР может пока укрыться от США, накапливая ресурсы для дальнейшей борьбы. Объем китайско-российской торговли вырос и достиг 240 миллиардов долларов.
Объявленные Белым домом тарифы на китайские электромобили говорят о решимости США играть в жесткую игру, к которой подключается и ЕС. И Китай это будет учитывать, ведь его экспорт в США до сих пор значительно превышает российский и составляет 427 миллиардов, а в Евросоюз – 550 миллиардов.
В ближайшее время китайцы не смогут обойтись без экспорта товаров на Запад. С другой стороны, бросать Россию Си Цзиньпин не будет, ведь поражение РФ – не в интересах китайцев. Зависимая Россия, постепенно приходящая в упадок из-за войны, нужна как инструмент ресурсного усиления и защиты.
Си получил сигналы от Запада, но большой вопрос – сработают ли они
По мнению Игоря Долгова, Си Цзиньпин понимает, что Китай в определенной степени все же теряет экономически из-за войны. Поэтому и заявил в Париже, мол, «не перекладывайте на Китай вину за эту войну, мы не причастны к «конфликту» и не являемся его стороной. Мы не поставляем оружие воюющим сторонам и будем более жестко контролировать товары двойного назначения».
«Это все, по существу, красивые и правильные слова, но главное – насколько все эти сигналы соответствуют актуальной позиции видения Си Цзиньпином дальнейшего развития событий относительно войны и мира в Украине и насколько он их будет транслировать Путину.
Если в ближайшие месяцы мы увидим в Роттердаме больше китайских контейнеров, а на фронте с российской стороны меньше китайских беспилотников, тогда вроде бы подействовало. Если же нет, то, соответственно, все это осталось разговорами ради разговоров», – отметил Игорь Долгов.
Россия в нынешних условиях рассчитывает почти исключительно на Пекин, но и здесь есть определенные вопросы. Ведь сегодня Китай фактически заменил на глобальной арене СССР.
Нет у Путина уже никаких возможностей что-либо изменить в этом плане. Война, которую он затеял против Украины, и все эти сотни тысяч жертв ради того, чтобы с американцами потом сесть и определить новый миропорядок. То есть он себя видел таким себе Сталиным. Но так не случилось и уже не случится, ведь подрос другой глобальный игрок – Китай, и теперь нужно сначала с ним согласовать свои планы или договориться на его условиях, а затем на что-либо претендовать», – констатирует Игорь Долгов.
Chechenews.com
17.05.24.