«Гром победы, раздавайся, веселися, храбрый росс!». Европейский суд по правам человека окончательно отказался оценивать то, как ведется (или не ведется) в России расследование катынской трагедии. Секретарь ЦК КПРФ, депутат Госдумы Сергей Обухов выразил удовлетворение тем, что «очередная антирусская акция в ЕСПЧ не состоялась». По его словам, «несмотря на изменение позиции российских властей по Катыни, все равно никто не отменяет соответствующих решений и документов Нюрнбергского трибунала, который определил виновность гитлеровцев в этом преступлении». Между тем трибунал ничего подобного не определял: массовый расстрел польских военнопленных действительно фигурировал в обвинительном заключении на процессе главных немецких военных преступников, однако в ходе судебного следствия это обвинение было опровергнуто и в приговор не попало. Так что со стороны г-на Обухова тут либо дремучее невежество, либо наглая ложь.
В своих ощущениях депутат-коммунист не одинок. Положительно оценил страсбургское решение и научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. Выступая на «Эхе Москвы», он сказал вот что:
Я думаю, что, вообще-то говоря, точка была поставлена в тот момент, когда президент Путин дал необходимые разъяснения представителям польской стороны… И я представляю себе, что среди поляков есть люди, которым хотелось бы продлить вот это ощущение, что русские не все сделали, что могли… но, на мой взгляд, тянуть дальше эту резину и делать из нее еще один способ ухудшения наших взаимоотношений не следует… тот режим, который сегодня существует в России… это уже постсоветская Россия, другое государство. Значит, бесконечно поднимать эти вопросы, мусолить, так сказать, такие моменты, которые связаны с необходимостью признания их жертвами политических репрессий, хотя они жертвами политических репрессий не были. Было просто зверство, и все… Признано то, что убили просто так, потому что не знали, что с этими людьми еще делать… Были такие случаи, были другие случаи, но это история государства, великого государства, великой империи, которой уже нет. И ну что? Можно, конечно, говорить, что мы виноваты. В чем виноваты?
В устах человека, славящегося у нас либерализмом и логикой, все это звучит по меньшей мере странно. Г-н Ясин не отрицает, что расстрелы в Катыни – дело рук советских палачей. Но убитые поляки, оказывается, не были жертвами политических репрессий: их уничтожили, так сказать, «от нечего делать». С таким утверждением даже спорить как-то неловко. Ведь профессор Ясин — это не депутат Обухов: ему наверняка известно, что массовое убийство в Катыни было осуществлено в соответствии с постановлением Политбюро ЦК ВКП(б), а это постановление было принято по записке наркома внутренних дел Берии, в которой необходимость казни польских военнопленных обосновывалась именно политическими соображениями. Да и вообще при таком подходе непонятно, что такое политические репрессии и случались ли они в истории. Ведь с тем же успехом можно сказать, что и Гитлер истреблял евреев не по политическому замыслу, а просто потому, что не знал, что с ними еще делать…
Крайне сомнительно и другое рассуждение Евгения Ясина: мол, хватит «тянуть дальше эту резину» и «мусолить такие моменты», поскольку мы-де уже живем в «другом государстве». Легко понять, что, если бы мы до сих пор жили в том же самом государстве, то о катынском расстреле, как и о других чудовищных делах советского режима, вообще нельзя было бы открыто говорить. Трудно представить себе, например, чтобы общенациональное покаяние, которое произошло в послевоенной Германии, могло случиться при нацистском государственном строе, хотя бы и слегка либерализованном. Разоблачение и осознание преступлений тоталитарного государства возможно только в «другом государстве» — иначе и быть не может. А вот если это «другое государство» уклоняется от выполнения этой тяжкой, но необходимой работы, то есть основания подозревать, что на самом деле оно не такое уж и «другое».
Источник: grani.ru
22.10.13.