«Россия и Украина похожи, как две бутылки воды, только одна с газом, а другая — без», — грустно шутят украинцы, и требование «Газпрома» срочно погасить долги — для Киева более серьезная проблема, чем другие вопросы, связанные с грядущим соглашением об ассоциации с ЕС, например, освобождение Тимошенко, пишут западные СМИ. Но не даст ли путинская тактика обратный эффект?
Во вторник «Газпром» потребовал, чтобы Украина оплатила просроченный счет, сообщает The Wall Street Journal. Глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что Украина все еще не заплатила 882 млн долларов за поставленный в августе газ. «Он не грозился приостановить поставки, но сказал, что компания рассматривает идею о требовании предоплаты в будущем», — отмечает издание.
Украина несколько лет добивается скидок от «Газпрома», называя цену на газ несправедливо высокой. Россия отвечает, что скидка возможна лишь в случае вступления Украины в Таможенный союз, говорится в статье, но Украина намерена подписать соглашение с ЕС, несовместимое с членством в ТС.
По мере приближения саммита «Восточного партнерства» в Вильнюсе, на котором Украина должна подписать соглашение об ассоциации с ЕС, давление Москвы усиливается, констатирует корреспондент The Christian Science Monitor Фред Уэйр. 29 октября российский премьер Дмитрий Медведев заявил, что хроническая неспособность Украины оплачивать счета в срок стала критичной проблемой, и не исключил введения предоплаты.
В то же время главный советник Путина по экономическим вопросам Сергей Глазьев предупредил Киев о последствиях вступления в «неравноправную зону свободной торговли» Евросоюза. По его словам, украинская экономика вплоть до 2020 года будет терять по 1,5% ВВП в год. Зато в случае вступления в Таможенный союз «она одномоментно получает плюс 10 млрд долларов улучшения торговли».
«Все спекуляции на тему того, что Россия «помиловала» Украину и смирилась с тем, что она подпишет соглашение об ассоциации с ЕС, не соответствуют действительности, — считает директор Института стран СНГ Кирилл Фролов. — Россия не принимает цивилизационное предательство интересов украинского и российского народов. Украинцам не стоит надеяться на то, что русские поболтают [о последствиях], а потом просто обо всем забудут».
Возможность начала новой «газовой войны» между Россией и Украиной стала более реальной во вторник, когда «Газпром» выразил недовольство неуплаченными долгами Киева, пишет Шон Уолкер в The Guardian. По мнению корреспондента, «несмотря на жесткую риторику Москвы, кажется, Кремль смирился с тем, что Украина выскальзывает из сферы его влияния. Теперь все внимание сосредоточено на том, чтобы показать Киеву, какую ужасную ошибку он совершил».
В статье приводится мнение директора Института стран СНГ Владимира Жарихина, который полагает, что Украина намеренно спровоцировала нынешний конфликт: «Они платили раньше, так почему же они внезапно перестали это делать? Они хотят, чтобы ЕС их пожалел, и стремятся показать, какой плохой сосед Россия и какое сильное давление она оказывает на бедную Украину».
«Сказать, что мы мечтаем о том, чтобы Украина вошла в Таможенный союз, особенно учитывая манеру поведения теперешнего украинского руководства, будет не совсем верным, — утверждает Жарихин. — Они очень ненадежные партнеры».
Украина и Молдавия должны принять решение о соглашении с ЕС до 28-29 ноября, когда состоится саммит в Вильнюсе, пишет The New York Times, и Москва готова вести жесткую игру, чтобы не допустить заключения соглашений — Россия желает их членства в Таможенном союзе. Автор статьи Эндрю Крамер фокусирует внимание на экономическом прессинге.
«На европейском континенте, от Балтийского до Черного моря, выросла «шоколадная стена»: с июля российские регуляторы запретили ввоз кондитерской продукции компании Roshen», — говорится в статье. За истекший период объемы производства на фабрике в Киеве, где побывали корреспонденты газеты, сократились на 14%. Кроме того, Москва запретила ввоз молдавского вина и литовской молочной продукции. «Литва уже член ЕС, но, видимо, Кремль озлоблен тем, что его бывшее государство-клиент энергично агитирует за прием в блок других бывших советских республик», — пишет Крамер.
«По распространенному мнению, запрет шоколада Roshen вызван тем, что владелец компании Петр Порошенко ратует за интеграцию Украины с ЕС», — говорится далее. У всей Украины та же проблема. Агентство Moody?s в сентябре понизило рейтинг Украины не в последнюю очередь из опасений, что Киев не добьется снижения цен на российский газ.
Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана никогда не сможет по-настоящему соперничать с ЕС, считает Крамер. ВВП ЕС намного выше (16,6 триллионов долларов против 2,3 триллионов долларов ТС в 2012 году). Но Украина — это «46 млн потребителей», и объединение с ней поможет уменьшить разрыв в численности населения с ЕС.
«Путин и его команда давят на Украину, потому что без Украины евразийская интеграция невозможна», — сказал киевский аналитик Михаил Погребинский.
«Украинский бизнес испытывает давление и с другой стороны. Высокие пошлины ЕС на сельскохозяйственную продукцию типа той, которая идет на пирожные и шоколад, практически исключают экспорт в Западную Европу — как минимум, пока по Соглашению об ассоциации не будут снижены пошлины», — говорится в статье. К тому же европейские кондитеры сами инвестируют в Россию, считая, что потенциал роста там выше, чем в Европе.
Ранее Россия с помощью запрета на импорт отдельных товаров и ужесточения таможенного контроля уже «показала Украине, чего ей следует ожидать, если она не присоединится к Таможенному союзу», продолжает тему Die Presse. Запад ставит условием сближения с Украиной освобождение экс-премьера Юлии Тимошенко, однако не это и даже не заявление российского МИДа, что планируемое соглашение Украины с ЕС противоречит ранее заключенному с Россией «Договору о дружбе и сотрудничестве», сейчас сильнее всего пугает Киев, а именно претензии «Газпрома», полагает Ютта Зоммербауэр, которая озаглавила свой материал «Путин берет Украину в клещи».
Энергоснабжение — это и приманка, и инструмент политических угроз России на постсоветском пространстве, и в случае с Арменией это сработало. «Но российская тактика может дать эффект, противоположный ожидаемому», допускает журналистка: «украинская элита может убедиться в правильности ее выбора».
Источник: inopressa.ru
30.10.13.