Если вы бывали на Западном или Северо-Западном Кавказе, в Абхазии, например, то пейзаж на заглавном фото этого репортажа покажется вам до боли знакомым: приморский воздух, невысокие горы, покрытые орешником, виноградом, инжиром, домики с четырехскатной крышей, большой верандой и большой лестницей, ведущей на неё. Но это не Абзахия, а Турция — противоположное побережье Черного моря. Именно здесь, недалеко от Стамбула (на самом деле таких мест было много по всей Турции), селили мухаджиров — вынужденных переселенцев из Черкесии — главного врага Российской империи на Северном Кавказе в 19 веке.
Вообще, изначально, мухаджирами называли переселенцев в г. Ясриб (будущая Медина) из г. Мекка под предводительством пророка Мухаммеда, первых сторонников ислама, вынужденных бежать от преследований язычников. Однако в более широком смысле слова это любе вынужденные переселенцы-мусульмане, в данном случае эт мусульмане Кавказа, в XIX веке бежавшие в Османскую империю под натиском российских войск в результате серии поражений Турции (на стороне которой они выступали в ряде войн, надеясь вернуть независимость от России), а также в результате Кавказской войны. В частности, абхазы, черкесы и убыхи, вынужденно переселившиеся в Турцию после окончания войны.
Это было очень массовое явление, как утверждается, до четверти всего населения Анатолии — потомки мухаджиров. Для России все началось ещё после завоевания Россия Крыма, когда крымские татары решили переселиться в Османскую империю, не желая оставаться под властью христианского государства. Эмиграция в Османскую империю была не только мусульманской.
Сотни русских старообрядцев, бежав от реформ Петра I и Екатерины поселились в Добруже, вдоль Дуная и на побережье Черного моря. Более крупная волна эмиграции была вызвана Кавказской войной. К 1864 году Российская империя установила контроль над горной частью Кавказа. Вероятно до 1,2 миллиона мусульман, включая целые племена, бежали в Османскую империю от российского владычества. Часто это бегство было вызвано террором местного населения со стороны русской армии, а также грузинских и казачьих нерегулярных формирований.
Примером ведения войны против черкесов может служить тактика генерала Засса, который покорил Восточное Закубанье, районы, где проживали адыги (шапсуги, темиргоевцы, абдзахи (абадзехи), натухайцы, бжедуги, кабардинцы и др.) и абазины-ашхарцы (баракаевцы, башилбаевцы, кизилбековцы, тамовцы, шахгиреевцы). При любой возможности уничтожались посевы и запасы зерна, при нападении на сёла царские войска открывали огонь из артиллерии по хижинам. Для захвата и угона горского скота уничтожались запасы сена, вследствие чего адыгам приходилось выгонять скот на равнинные пастбища, где он захватывался и угонялся в ближайшие станицы. Вырубались сады и виноградники для принуждения черкесов покинуть гористую часть страны и тем самым ослабить их сопротивление.
Командующий российскими войсками на Кавказской линии генерал А. А. Вельяминов в докладной записке командиру отдельного Кавказского корпуса барону Г. В. Розену от 20 мая 1833 года писал о стратегии колонизации черноморского побережья:
« — занять устья рек, впадающих в Чёрное море, дабы горцы не могли получить жизненных потребностей от турок;
— главное и надёжное средство к прочному владению горами и покорению обитающих в оных народов состоит в занятии укреплениями важнейших в топографическом отношении мест;
— средство ускорить покорение горцев состоит в отнятии у них плоскостей и занятии оных казачьими станицами;
— истребление полей их в продолжение пяти лет кряду дает возможность обезоружить их, тем облегчить все дальнейшие действия.»
Сейчас главная набережная в Сухуме названа в честь мухаджиров.
Чем не абхазское побережье: инжир, море и ежевика?
В 1861 году российский император Александр II лично прибыл в Кубанскую область. Делегация «немирных» абадзехов, шапсугов, убыхов подала ему письменное прошение, в котором выражалась готовность к миру и покорности взамен на неприкосновенность земель и уклада. Российский император, как отмечается в различных более поздних публикациях, ответил: «Выселиться куда укажут или переселиться в Турцию».
В 1863 году поверенный в делах России при дворе османского султана Е. П. Новиков писал начальнику Главного штаба Кавказской армии генерал-лейтенанту А.П.Карцову, что Порта выдвинула ряд требований, включая требования начать переселение горцев не ранее мая 1864 года, отправлять людей небольшими партиями, переселять ежегодно не более 5 000 семей.
Официально выселение началось после выхода постановления Кавказского комитета от 10 мая 1862 года «О переселении горцев», тогда же была образована Комиссия по делу о переселении горцев в Турцию. Комиссия была уполномочена организовывать переселение горцев Северного Кавказа, выдавать им денежные пособия и вести переговоры с владельцами транспортных судов о перевозке эмигрантов. Но неожиданные для властей как Османской, так и Российской империй масштабы переселения (представления о численности черкесских племён оказались значительно заниженными), а также его реальные условия практически сорвали намерения правительств провести его цивилизованно.
Горцев-переселенцев 1860-х годов (то есть черкесов, убыхов и др., не подчинившихся до 1861 года царским властям горцев Северо-Западного Кавказа), прекративших сопротивление, но отказавшихся переселяться в болотистые низины Кубани, «на плоскость») сгоняли под конвоем на берег Чёрного моря, зачастую вдали от населённых пунктов, где они скапливались большими массами и находились месяцами, страдая и умирая от голода, холода и инфекционных болезней. Последние послужили причиной тому, что российские судовладельцы от перевозки горцев всячески уклонялись, а из турецких на это шли зачастую беспринципные коммивояжеры, набивавшие корабли переселенцами сверх меры, что вело к высокой смертности среди эмигрантов также и в пути. На малоазиатском побережье Турции, куда прибывали корабли с переселенцами, их ждали карантинные лагеря, зачастую не обеспеченные должными условиями для жизни и питания. В итоге, султан был вынужден издать особый фирман, запрещающий горцам продавать своих детей и жён, хотя таким способом они скорее спасали близких от смерти в лагерях
Период национально-освободительного движения в Турции 1918—1923 гг., Мустафа Кемаль (лидер турецкой революции) придавал большое значение структурированию отношений с черкесской общиной, что отражено в его воспоминаниях.
В 1923 году, Великое Национальное Собрание Турции во главе с Кемалем Ататюрком попыталось провести массовые репрессии над анатолийскими черкесами: борьба развернулась вокруг проекта депортации черкесов из западных районов Анатолии в восточные, причем депортация предлагалась в наиболее безжизненные места. А ниже фото Ататюрка с черкессами.
Сейчас потомки мухаджиров мирно проживают как на черноморском побережье страны, так и ее центре. Чтоб посмотреть на их жизнь, я съездил в ближайший к Стамбулу район — Дюздже. Немного про него я уже рассказывал в посте »Акчакоджа, или как турки отдыхают сами«. Это совсем небольшой ил, в котором проживает около 300 тысяч людей, однако внутри Турции он носит прозвище «Объединённые нации Турции» за исключительное разнообразие этнического происхождения его жителей: турки, адыги (черкесы), абхазы, чвенебури (грузины-мусульмане), лазы, цыгане, иммигранты с Балкан, а также курды и зазаки.
Кстати, имено у Турции полностью исчезла такая народность, как убыхи, а вместе с ними и убыхский язык, на котором говорили до начала 1990-х годов. Последний известный носитель языка Тевфик Эсенч умер в 1992 году в Турции. Убыхский язык известен своей уникальной фонетикой — в нём 84 согласных звука (из которых четыре употреблялись только в заимствованных словах) и лишь два гласных («а» долгая и «а» краткая)
Последний убыхский князь Керантух Берзек
Главное достояние этого ила — лесной орех, и я попал как раз во время сбора урожая. Я помню как в детстве, приезжая в дедушке и бабушке в Сухуми в конце сентября мы с дедом ходили недалеко в горы и приносили целые мешки ореха, потом вываливали их на крыше гаража и ждали пока просушится. Тут делают все точно так же, только в более крупном масштабе!
Вообще, в районе Акчакоджи проживает больше лазов, нежели черкесов или абхазов. Это по-настоящему открытые и очень дружелюбные люди, которые сразу набили мне рюкзак орехами.
Все дворы, улицы, крыши строений — все завалено орехами
В каждый двор, куда я заглядывал, меня сразу приглашали зайти попить чай и обязательно давали пакет орехов.
Общаться очень трудно, так как по-английски тут никто не говорит, но понемногу, на пальцах и используя гугл-транслейт, объясняю, что я сам родился в Абхазии
Вот эта пара, услышав, что я не смогу с ними попить чай (хотя мы совершенно не говорили на языке друг друга), решили меня обеспечить едой до конца дня
Надавали мне помидоров, инжира, бастурмы, орехов, сыра
Характерные дома
А вот эта семья мне решила полностью показать свое хозяйство. К моему счастью у них была дочка, лет 15, которая более-менее говорила по-английски и немного помогла понять, что у них тут к чему.
Вся семья собиралась обедать, но завидев меня, сразу накормили каким-то супом, который я так и не понял из чего сделан
Моя переводчица
Эта семья — тоже семья лазов. Говорят между собой они по-лазски, хотя хорошо и турецкий знают. В свое время их насильно пытались ассимилировать, что, в общем-то, довольно успешно было реализовано, однако совсем они с корнями так и не расстались. Хозяйство почти у всех своё — огород, сад, скотина, пчелы, ещё и рыбалкой многие занимаются
Вот так вот они тут и живут, уже и не думая вернуться на свою историческую родину…
Источник: kavpolit.com
12.11.13.