На встрече в Киеве, которая состоялась пару недель назад, украинский премьер-министр Николай Азаров признался министру иностранных дел Польши Радославу Сикорскому (Radoslaw Sikorski) и мне, что с момента обретения его страной независимости все четыре президента и 14 премьер-министров Украины поддерживали подписание амбициозного договора об ассоциации с Евросоюзом.
Они поддерживали подписание этого договора, потому что считали его основной составляющей модернизации, в которой нуждается их страна. Нам говорили, что между стагнацией вместе с Россией и интеграцией в Евросоюз Украина определенно выбирает второй вариант. А результаты опросов общественного мнения доказывают рост поддержки интеграции в Евросоюз со стороны населения Украины.
Но неожиданно Киев решил развернуться на 180 градусов, сойдя с европейской дороги и погрузив Украину с состояние экономической и политической неопределенности.
Почему? В ходе переговоров с представителями Евросоюза украинское руководство откровенно признавалось в том, что оно испытывает жесткое экономическое давление со стороны России. Украина сообщила нам, что объемы ее торговли сократились на четверть. И что ей угрожают мерами, которые неминуемо повлекут за собой ее банкротство.
Финансовые позиции Киева сейчас весьма ненадежны, и нет никаких сомнений в том, что меры России лишь усугубят эту ситуацию. Международный валютный фонд недвусмысленно предупреждает об этом.
Однако лишь немногие верят в то, что решение проблем, охвативших украинскую экономику, заключается в том, чтобы свернуть с пути модернизации и доступа к рынкам, предлагаемого Евросоюзом, и сблизиться со стагнирующей Россией.
Опыт доказывает, что интеграция в Евросоюз — это механизм реформ и сближения, который со временем приводит к подъему наций: вспомните, что произошло с Турцией после того, как она вступила в Таможенный союз ЕС, и с Польшей, когда она стала членом Евросоюза. В новом докладе Европейского банка реконструкции и развития говорится об опасности дальнейшей стагнации в отсутствие интеграции в Евросоюз.
Восточное партнерство Евросоюза рассчитано на то, чтобы дать государствам, расположенным вдоль восточных границ этого блока, возможность извлекать выгоду из европейской интеграции. Договор, предложенный Украине, несомненно, является самым амбициозным и щедрым из договоров, когда-либо предложенных государствам, не входящим в состав Евросоюза.
Причины резкого разворота Киева, без всяких сомнений, будут горячо обсуждаться. Стал ли он исключительно следствием жесткого экономического давления со стороны России или нежелания украинской элиты принять модернизацию правовой и политической сферы, предусмотренную соглашением с Евросоюзом? Пока нам лишь предстоит это выяснить. Тем не менее, остается очевидным то, что это было решение президента страны Виктора Януковича, за которое он несет полную ответственность.
Евросоюз никогда не закроет двери перед Украиной или любой другой страной Восточного партнерства. Мы считаем, что их процветание и стабильность служат нашим собственным интересам. Именно поэтому мы должны быть готовыми к тому, чтобы помочь им с европейской интеграцией, реформами и доступом в Евросоюз. Однако мы сможем помочь им лишь в той степени, в которой они позволят нам.
Это не стоит расценивать как игру, в которой есть лишь один победитель. В долгосрочной перспективе модернизация этих государств принесет пользу и России. Мы не должны забывать, что со временем экономика России тоже может извлечь выгоду из более тесной интеграции с экономиками Евросоюза. Прежде власти России заявляли о том, что это входит в список их целей, и Украина может помочь подготовить для этого почву.
Украина — это европейское государство, обладающее огромным потенциалом будущего развития. И сейчас мы можем только сожалеть о том, что это будущее пока откладывается.
Карл Бильдт — министр иностранных дел Швеции.
Источник: («The Financial Times«, Великобритания)
24.11.13.