Главная » Все Новости » События » Адалло (поэт, Дагестан): «Я уже не в том возрасте, чтобы меняться»

Адалло (поэт, Дагестан): «Я уже не в том возрасте, чтобы меняться»

Адалло (поэт, Дагестан): «Я уже не в том возрасте, чтобы меняться»

В последнее время имя известного аварского поэта и общественного деятеля Адалло вновь оказалось в центре внимания дагестанских СМИ и общественности. В начале августа 2007 года вышла в свет книга «Диалоги с Адалло» («Книга II»), состоялась его встреча с президентом Дагестана Муху Алиевым, где, в числе прочих, обсуждались и вопросы преследования сыновей Адалло неизвестными лицами.

Адалло, вместе с Расулом Гамзатовым, относят к классикам аварской поэзии, он автор более тридцати книг на аварском, русском и турецких языках, — тем не менее, его произведения не изучают в общеобразовательных структурах Дагестана, так как страницы со стихами поэта были вырваны из всех учебников в 1999 году.

Также была уничтожена фонотека республиканского радио с песнями на слова Адалло. Хотя ныне поэт активно не участвует в политической жизни республики, отдельные чиновники (особенно из силового блока) с опаской следят за каждым его шагом. Не исключено, что это является реакцией на поведение министра внутренних дел Дагестана Адильгерея Магомедтагирова, который неоднократно и открыто выступал против возвращения Адалло на родину.

Предлагаем вниманию читателей беседу Али Адалло с корреспондентом «Кавказского узла» Ахмеднаби Ахмеднабиевым.

— Адалло, Вы стояли у истоков образования Конгресса народов Чечни и Дагестана, ныне отнесенной к террористической организации. Для чего был образован Конгресс, оправдал ли он Ваши надежды, и почему его объявили вне закона?

— Конгресс народов Чечни и Дагестана был образован в 1997 году. И эта была не моя идея, — добро на его создание в первую очередь дало руководство обеих республик. Власть даже обещала участие в Конгрессе, но дальше обещаний дело так и не пошло. Сам Конгресс выполнял чисто прикладные задачи: помогал разрешить напряженную ситуацию между чеченцами и дагестанцами. Худо-бедно он свои задачи тогда выполнял. А объявления Конгресса вне закона объясняется чистой политикой: в 1999 году начался второй этап военного противостояния между Чечней и Россией, одним из руководителей конгресса был Шамиль Басаев. Кремль счел его «международным террористом», и, естественно, все связанное с именем Басаева тоже попало под «террористическую» категорию.

— Начало военных действий в 1999 году многие аналитики связывает со вторжением отрядов Басаева и Хаттаба на территорию Дагестана.

Очевидцы-дагестанцы рассказывали, что боевики тогда без проблем ездили из захваченных сел Дагестана в Чечню, хотя кругом находились российские войска. Ходили слухи, что вторжение инициировано Москвой, отдельными олигархами, Западом и так далее. Может быть, у Вас есть свой взгляд на случившееся?

— Глубинные мотивы того, что случилось в августе 1999 года может быть станут известны лет через 100 и больше. Но фактом является то, что к этому периоду в Дагестане не было вооруженных соединений российской армии, — хотя даже ребенку было известно, что готовится вторжение со стороны Ичкерии, на границе которой собирались боевики — выходцы из Дагестана. Также не секрет, что и местная милиция, и власть тогда находилась в состоянии деморализации. Многие российские и западные аналитики утверждают, что именно милитаризация действий и мышления помогла Владимиру Путину стать президентом России.

А чего, вообще, хотели боевики?

— Оказать помощь своим товарищам, которые были блокированы в начале в Цумадинском, а затем в Новолакском районах.
— Есть небезосновательное мнение, что война была развязана Басаевым, и прочими руководителями Ичкерии, которые оказались неспособными к мирной деятельности…- Ничего определенного не могу сказать по этому поводу, — истина известна одному Всевышнему.

— Вы были лично знакомы не только с Басаевым, но и со многими бывшими и нынешними формальным и неформальным лидерами Чечни. Расскажите, пожалуйста, о них.

— Да, я дружил с Джохаром Дудаевым, Зелимханом Яндарбиевым, Асланом Масхадовым, Докку Умаровым и другими чеченскими лидерами. На меня они произвели исключительно хорошее впечатление. Сегодня они стали плохими лишь потому, что хотели независимости своей родине, — но нужно осознавать, что вся политика Москвы тогда подталкивала их к подобным действиям. Социально-экономический хаос, рост межнациональной напряженности, заявление первого президента России Бориса Ельцина, что «автономные республики могут взять столько суверенитета, сколько они смогут переварить» — это и стало причиной действий руководства Чечни. Нельзя сбрасывать со счетов и непростую историю чечено-русских отношений, где всегда фактор насилия играл главную роль, а в роли невинной жертвы выступала Ичкерия. Почитайте хотя бы классиков русской литературы…

А семью Кадыровых Вы знали?

Ахмада Кадырова я видел на нескольких мероприятиях, но близко с ним не был знаком. Рамзан, по-моему, в ту пору был ребенком.

— Чем объясняется переориентация первого президента Чечни, генерала Советской армии Джохара Дудаева со светских ориентиров на религиозные?

Обществу всегда нужна национальная идеология, тем более она нужна в переломные времена. Чеченцы — мусульмане, поэтому в качестве этой самой идеологии и была избрана религия. Ничего крамольного в этом процессе я не видел и не вижу.

— В конце прошлого века Вы с соратниками являлись активными сторонниками «перестройки» в Дагестане. Сегодня почти все Ваши коллеги-демократы вошли во власть, которую еще вчера сильно критиковали. В чем причина подобной метаморфозы?

— В свое время дагестанская власть в отношении оппозиции выбрала «кнут»: почти каждому из нас угрожали по телефону, постоянно возникали проблемы на работе. Метод оказался не очень эффективным, затем настал черед «пряника»: за лояльное поведение власть предложила различные посты и должности. На этот крючок попались многие. Мне же действовать подобным образом не дает в первую очередь исламское и горское воспитание.

— По-Вашему мнению, — какое место в системе современных мировоззренческих ценностей народов России и Дагестана должен занять ислам?

— Россия — поликонфессиональная и полиэтническая страна. И этот фактор должен быть учтен во внешней и внутренней политике государства в полном объеме. Но сегодня Москва, похоже, не готова к подобному шагу, хотя сердцевину российской национальной идеологии уже составляют православные ценности. Об этом говорит активное участие во всех православных праздниках первых лиц государства, их регулярные встречи с патриархом России и так далее. Естественно, подобный статус не устраивает мусульман, количество которых приближается к 20 млн. Они также хотят, чтобы система их религиозных ценностей заняла подобающее ей место, чтобы властьпредержащие учли интересы мусульман, чего, к прискорбию, нет.
— Это не путь к развалу страны?
— Это учет интересов всех россиян. Государство разваливается тогда, когда одни оказываются в положении избранных.

— Но интересы какого ислама должна учитывать власть, — ведь не секрет, что, например, в Дагестане есть так называемый «традиционный» ислам, которому противостоит «нетрадиционный» в лице ваххабизма? Кстати, Вас считают одним из идеологов данного течения, — не можете объяснить, в чем разница между этими двумя направлениями исламама?

— Вопрос сложный, постараюсь вкратце осветить специфику обоих течений. Ислам един, просто в последнее время появилось слишком много людей, желающих его контролировать, поэтому и происходит расчленение. Нужно понимать, что, в силу обстоятельств, носителями, идеологами и агитаторами «традиционного» ислама были и стали люди в возрасте, мировоззрение которых формировалось в советский период, период насилия. Тогда им постоянно приходилось приспосабливаться к существующим реалиям, что и способствовало формированию этого самого «традиционного», «теневого», индифферентного ислама. А «ваххабизм» — ислам уже безо всяких «советских» и прочих наслоений, ислам конкретных действий. Ведь только «фундаменталисты» в постперестроечный период говорили о социальной справедливости и равноправии, о гармонии взаимоотношений внутри религии и так далее.

Не упустим из виду еще один момент. Любое «светское» государство ныне находится в состоянии противостояния с исламом, а термин-ярлык «ваххабизм», помимо своей расплывчатости, удобен еще и тем, что всегда можно уклониться от обвинений в исламофобии, сказав: «ваххабизм не имеет ничего общего с исламом». Что дело обстоит именно так сегодня прекрасно видно в Дагестане, когда молодых людей преследуют по одной лишь, якобы, приверженности к идеологии ваххабизма.

Нужно также понимать, что в распространении идей исламского фундаментализма громадную роль сыграла полная неспособность «традиционного», «официального» ислама удовлетворить формирующиеся в обществе новые запросы. Духовные управления и сегодня, активно педалируя тему «борьбы с ваххабитами», определяя конкретных лиц, по сути участвуют в силовом и прочем давлении на оппонентов. Происходит монополизация мировоззрения, что на порядок повышает градус внутриконфессионального напряжения, порождая агрессивные настрои и бескомпромиссность в неформальной молодежной среде. Проблема и в том, что власть никак не может определиться со своей идеологией. Нет идеологии «верхов», зато есть четкая идеология «низов», иногда и самого радикального характера, которая подавляется исключительно насильственными методами.

— Кто же занимается подавлением?

— Преследованиями и похищениями молодых ребят, по-моему, занимаются силовые структуры Дагестана. Началось же все в далеком 1999 году. После насильственной ликвидации «шариатских» анклавов в так называемой Кадарской зоне, в Дагестане с явной и скрытой поддержки государства открыли сезон охоты на новых «ведьм». Были задержаны десятки и сотни, якобы, сторонников «ваххабизма», к которым, говорят, стражи порядка применяли весьма богатый арсенал пыток, вплоть до унижающих мужское и религиозное достоинство. Естественно, потом последовала волна ответного насилия, в сферу которого оказались вовлеченными и ни в чем не повинные люди, что еще больше усилило конфликтный потенциал общества.

Есть еще фактор «ястребов». Похоже, в Москве и Махачкале имеются личности, заинтересованные в дестабилизации обстановки в республике. Наблюдая за «спецоперациями», где сносят жилые кварталы, где убивают молодых людей (иногда и ни в чем не замешанных), создается впечатление, что силовики получили заказ на уничтожение носителей альтернативных религиозно-конфессиональных взглядов. Это создает в обществе атмосферу страха, подозрений, а в конечном итоге способствует уходу молодежи «в леса». Нужно также иметь в виду, что каждый час участия отдельного силовика в пресловутых «спецоперациях» в среднем оценивается в 18 тыс. рублей. Согласитесь, деньги немалые. — В феврале 2006 года в республике произошла ротация власти: председателя Госсовета Дагестана Магомедали Магомедова сменил президент Дагестана Муху Алиев. Прошло два года и уже можно давать оценки. Какая же она новая власть?

— Я встречался с президентом Дагестана, и у меня создалось впечатление, что Алиев действительно хочет перемен. Насколько успешным окажется этот порыв станет ясно в ближайшее время, но никогда нельзя упускать из виду, что он работает с той же командой. Конечно, и ее можно перестроить, но нужна очень «сильная рука», в противном случае все застопорится на уровне благих деклараций. Всем, — и в первую очередь чиновникам, — сейчас нужно научиться соблюдать закон. Я говорю даже не о коррупции и прочих негативных тенденциях. Недавно одни жители выгнали других из населенного пункта только на основании каких-то подозрений. Случай беспрецедентный и дикий, а высокая власть вместо того, чтобы пресечь беззаконие, открыто поддержала одну из сторон конфликта. И непонятно, как в такой ситуации вообще можно требовать от кого-то соблюдения законности.

— В 2001 году в Лондоне была издана книга журналиста Н. Дагчена «Диалоги с Адалло», книга с подобным же названием вышла недавно в Махачкале. Вы согласны с тем, что тогда написали в первой книге?

— Да. Я всегда утверждал, что около 200 дагестанских семей, приватизировавших все и вся в республике, не имели и не имеют абсолютно никакого права на владение общенациональными финансовыми, природными и иными ресурсами; что нельзя строит свое счастье и свое процветание на несчастье и прозябания других; что наиболее подходящим местом для уголовника, убийцы и мафиози является тюремная решетка, но никак не высокопоставленная административная должность; что нельзя выборы превращать в пародию на них, в которых наибольшую роль играют размеры кошелька; что законы в Дагестане писаны для всех, а не для одних бедняков; что нельзя приносить культуру, историю, религию собственных народов в жертву кратковременным конъюнктурным политическим интересам. В моих выступлениях в печатных и электронных средствах массовой информации неоднократно повторялось, что ислам является одним из величайших благ цивилизации; что он обязан занять подобающее ему место в жизни миллионов российских мусульман. Что тут преступного?

— Изменились ли за последние годы Ваши политические и религиозные взгляды?
— Я уже не в том возрасте, чтобы меняться.

2 апреля 2008 года

http://www.kavkaz-uzel.ru/analyticstext/analytics/id/1211707.html