Правозащитники из международной организации “Репортеры без границ” считают, что ситуация со свободой слова на Северном Кавказе за два последних года стала хуже. Эксперты шутят: “Из Чечни – только хорошие новости”.
Российский Северный Кавказ и свобода слова – понятия несовместимые. Такой вывод сделал глава отдела по Европе и Средней Азии организации “Репортеры без границ” Йоханн Бир (Johann Bihr), вернувшийся из поездки по югу России.
Наихудшая ситуация сегодня сложилась в Дагестане, заявил эксперт 14 сентяьря во время пресс-конференции в Москве.
По данным организации “Репортеры без границ”, за период с 2000 года здесь были убиты 12 журналистов. При этом никто не был наказан, хотя личности преступников, как утверждает Бир, в ряде случаев установлены.
Плюрализм под прессом цензуры
Преступления против журналистов в Дагестане не прекращаются. Так, в мае 2011 года был жестоко избит корреспондент оппозиционной газеты “Черновик” Магомед Ханмагомедов, сообщил правозащитник. По словам Бира, на угрозы в свой адрес жаловались и сотрудники другого дагестанского издания “Новое дело”. Пока дагестанские журналисты рискуют жизнью, издательства борются за выживание. “Независимые СМИ в Дагестане платят большие деньги за право продавать свои газеты в киосках”, – сообщил Бир.
Кроме того, власти Дагестана не раз давали понять, что те, кто не поддерживает их, является врагом и экстремистом, отметил эксперт. При этом сами журналисты считают, что им еще повезло, поскольку ситуация со свободой слова в Чечне и Ингушетии еще более плачевная, отметил Йоханн Бир. “В отличие от Дагестана, где есть независимые СМИ, в Чечне общественное мнение полностью сформировано и подчинено воле одного человека – Ахмада Кадырова”, – заявил эксперт “Репортеров без границ”.
Самоцензура, рожденная страхом
Абдулла Дудуев, шеф-редактор журнала “Дош”, полностью подтвердил наблюдения, сделанные правозащитником. По словам журналиста, власти кавказских республик контролируют и постоянно вмешиваются в работу СМИ, рассказывающих о жизни в регионе. Например, после появления в журнале “Дош” материала о проблемах образования в редакцию позвонил представитель профильного ведомства и заявил, что “министр очень расстроен”, после чего попросил дать опровержение, рассказал Дудуев.
И это самый мягкий вариант цензуры, отметил журналист. В 2010 году Абдуллу Дудуева и его шефа, главного редактора журнала “Дош” Исрапила Шовхолова похищали. Правозащитники уверены, что похитители хотели запугать журналистов. Впрочем, в Чечне создана такая атмосфера страха, что не только журналисты, но и рядовые граждане стараются избегать опасных тем. Неудивительно, что ни одно местное издание не пишет о коррупции, отмечает Бир. Негласно запрещено также публиковать материалы, посвященные обеим чеченским войнам.
“Чечня – территория, свободная от свободы слова”
При этом в администрации главы Чеченской Республики отрицают сам факт влияния на формирование общественного мнения с их стороны. Бир вспомнил, как в беседе с ним пресс-секретарь Рамзана Кадырова Альви Керимов заявил: “У нас есть газета “Грозненский рабочий”, которая пишет что хочет”. Принципиальное отличие этого издания от других, по словам эксперта, состоит лишь в том, что на первой странице нет портрета Кадырова.
Правозащитник “Репортеров без границ” сравнил ситуацию со свободой слова в современной Чечне с тем, что было в СССР. По словам эксперта, в чеченских СМИ царит такая же тотальная самоцензура, как и раньше в редакциях советских газет. Как пошутил представитель “Мемориала” Александр Черкасов, “из Чечни – только хорошие новости”.
“За фасадом восстановленной Чечни происходят массовые нарушения прав человека, но журналисты не хотят становиться врагами власти и предпочитают об этом не говорить”, – констатировал Бир.
dw-world.de
14.09.11.