Главная » Все Новости » События » КГБ в СНГ. О деятельности российских спецслужб

КГБ в СНГ. О деятельности российских спецслужб

По данным российских средств массовой информации, после прихода Владимира Путина к власти Россия приступила к пересмотру деятельности своих спецслужб на территории СНГ и осуществила ряд политических, дипломатических, разведывательно-диверсионных и другого рода активных мероприятий для обеспечения своего влияния на этом пространстве. В 1999 году Россия навязала странам СНГ «Концепцию информационной безопасности государств-участников Содружества Независимых Государств в военной сфере». Заголовок одного из пунктов этой Концепции гласит: «Государственная политика ряда зарубежных стран, направленная на осуществление глобального мониторинга политических, экономических, военных, экологических и других процессов в целях получения односторонних преимуществ». Ясно, что под «зарубежными странами» подразумеваются те государства, которым под силу «осуществление глобального мониторинга». А такие, в основном, объединены под раздражающим Россию понятием «Запад». Ясно также, что автор документа (РФ) пытался эксклюзивно получить упомянутые «односторонние преимущества».

В декабре того же года Россия и Беларусь оформили соглашение, в котором было зафиксировано следующее: «Будут осуществлены мероприятия против негативного информационного воздействия на государственные органы союзного государства, общественные организации и население, а также будет пресекаться незаконная разведывательная деятельность спецслужбы и организаций третьих стран»…

Задействованию такой «нормативной базы» способствовали протестные выступления, мятежи, попытки переворота в ряде «непокорных» стран СНГ, где в «разрядке» ситуации представителям местных спецслужб активно «помогали» российские коллеги.

Вместе с тем, к 2005 году определилась та спецслужба России, которой был поручен «оперативный контроль» СНГ. Это Федеральная служба безопасности РФ, бывший директор которой Николай Патрушев, выступая в Государственной думе России 12 мая 2005 года заявил, что в Братиславе раскрыт заговор западных неправительственных организаций против руководства Беларуси. На следующий день Комитет госбезопасности Беларуси подтвердил заявление Патрушева. Предположительно, эта дата (12 мая) была выбрана специально: 19 мая в Астане состоялась встреча руководителей спецслужб стран СНГ, главной темой которой стали т.н. «цветные революции». Предположительно, для создания необходимого фона для спекуляций на данную тему и было сделано заявление Патрушева от 12 мая, позволившее ФСБ убедить руководителей стран СНГ в том, что она готова защитить их от «происков» западных спецслужб – при условии лояльности Москве.

Справка: Выбор ФСБ РФ главным «контролирующим органом», предположительно, обусловлен тем, что у других спецслужб — Службы внешней разведки (СВР) и Главного разведывательного управления минобороны РФ (ГРУ) — исходя из специфики их деятельности — имелось меньше оперативных позиций в бывших союзных республиках, чем у ФСБ (ранее КГБ). Кроме того, нескоординированная работа разных спецслужб на постсоветском пространстве оказалась малоэффективной и в большей степени проигрышной. Вместе с тем, после войны в августе 2008 года российские политики, лоббисты ГРУ, отмечали дефицит информации о Вооруженных силах Грузии — что, по их мнению, было вызвано «доминированием» ФСБ на территории СНГ.

Параллельно признанию главами государств СНГ необходимости сотрудничества с ФСБ, руководство России проводило соответствующую организационную деятельность. В частности, ФСБ, которая до того представляла Службу контрразведки, была наделена и полномочиями разведки. С этой целью в департаменте анализа, прогнозирования и стратегического планирования ФСБ к 2000 году было сформировано Управление координации оперативной информацией. Руководителем и одновременно заместителем директора ФСБ был назначен Вячеслав Ушаков. Что же касается упомянутого департамента, то им руководил генерал-полковник Виктор Комогоров. Для повышения оперативных возможностей этих лиц руководство РФ постоянно вводило их в состав разного рода комиссий, функционирование которых было связано с процессами в СНГ. В частности, Комогоров в 2000 году вошел в государственную комиссию по урегулированию приднестровской проблемы. В тот же год он становится членом правительственной комиссии по вопросам СНГ. В октябре 2003 года Комогоров представлял президента РФ в Федеральном собрании при обсуждении вопроса о проведении антитеррористических учений в СНГ. В июне 2005 года Комогоров вошел в комиссию по подготовке соглашения о дружбе с Грузией. Виктор Комогоров и Вячеслав Ушаков вели переговоры с т.н. «кандидатами в президенты Абхазии» Сергеем Багапш и Раулем Хаджимба.

С лета 2005 года вышеуказанной службе, которую возглавлял Ушаков, изменили название, и в настоящее время она называется Службой оперативной информации и международных связей. В настоящее время ею руководит Сергей Беседа, сменивший Ушакова на этой должности летом прошлого года.

Кроме непосредственно вышеупомянутого подразделения, после присоединения Пограничной службы к ФСБ, оперативные силы и средства (вдоль границ стран СНГ) разведывательного управления перешли в распоряжение «Центра».

Кроме пограничников, в распоряжении ФСБ находится также созданный в 2000 году Антитеррористический центр СНГ, руководитель которого Борис Мыльников является заместителем директора ФСБ. У Центра имеются филиалы в ряде стран СНГ (они пытались обжиться и в Батуми), которые полностью укомплектованы сотрудниками ФСБ.

Таким образом, ФСБ имеет в странах СНГ довольно серьезные позиции, что будет использовано против Запада и его союзников. В том числе и в первую очередь — против Грузии.

Враждебное отношение руководства ФСБ к Западу фиксировалось не раз. Здесь интересно заявление Комогорова, сделанное на встрече со студентами МГИМО 1 декабря 2005 года: «В половине случаев российские НПО возникали не по инициативе наших граждан, а по воле наших зарубежных партнеров, главное — за их деньги…… Американское НПО, представительство Агентства по международному развитию приступили к реализации программ, ориентированных, ни много ни мало, на трансформацию государственного строя России и установление контроля за российским информационным пространством». За этим заявлением последовал политический скандал.

Вместе с тем, внимания заслуживает заявление первого заместителя директора ФСБ РФ, генерала армии Сергея Смирнова, сделанное им по завершению заседания Совета региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества (РАТС ШОС) 27 марта этого года в Ташкенте: «В рамках кибербезопасности нам надо обезопасить наше общество от деятельности западных спецслужб или спецслужб, которые хотели бы нанести нам какой-то урон… Мы знаем, что западные спецслужбы создают специальные подразделения, которые направлены на изучение этой проблемы, на создание соответствующей базы в странах, где они хотят эту активность проводить… Это новые технологии, которые используют для создания и поддержания постоянного напряжения в обществах. И цели серьезные — вплоть до свержения политического режима… Самое главное — наметить меры противодействия… На мой взгляд, они еще не выработаны». Как видно из этого заявления, напуганное процессами в арабском мире и реакцией на выборы в России мыслящей части российской общественности ФСБ вместе со своими пособниками готова пойти на явную конфронтацию с Западом. Подобные заявления о «западных спецслужбах» на международном уровне делались только в период «холодной войны» — поэтому вполне ожидаема активизация ФСБ по всем направлениям, в том числе и в Грузии.

Во времена Советского Союза в странах Запада, где у КГБ по разным причинам имелись слабые позиции (отсутствие дипломатических отношений, или же в отношении советских дипломатов действовал жесткий контрразведывательный режим), советские спецслужбы использовали позиции стран-сателлитов, которым давались соответствующие задания. В частности, разведывательная деятельность против того или иного западного государства осуществлялась спецслужбами тех стран-сателлитов, у которых в конкретном западном государстве имелись лучшие оперативные позиции (существование в государстве большого количества этнических представителей стран-сателлитов, культурная близость этих представителей с коренным населением, единая вера, общие традиции и т.д.);

— Использование любых международных мероприятий (политических, экономических, культурных, военных, спортивных и др.) для осуществления разведывательных акций;

Традиционно, советские спецслужбы действовали против Запада в двух направлениях:

— Промышленный шпионаж, который выражался в банальном воровстве как документации по изделиям стратегического назначения, так и самих изделий. В результате советские спецслужбы ежегодно наносили западным странам урон в 50 миллиардов долларов США. Параллельно с промышленным шпионажем велась работа (диверсии, саботаж) с целью торможения на западе технического прогресса. В настоящее время, предположительно, продолжается воровство новых технологий, хотя, как видно из плачевного положения российского военно-промышленного комплекса, им не удается внедрить украденное в производство из-за существующей тотальной коррупции;

— Дезинформация, которая выражалась в преувеличении «советских достижений» и охаивании Запада; в настоящее время уличение «агрессивной политики» США происходит демонстрацией антинародности «цветных революций».

Гиорги Беридзе
06.04.12.