Вашингтон – По данным опроса, проведенного агентством АР, межрасовые отношения не улучшились за последние четыре года, с тех пор как США выбрали своего первого чернокожего президента, и в настоящее время незначительное большинство американцев испытывают предубеждения против чернокожих, независимо от того, осознают они это или нет. Такое отношение, вероятнее всего, будет стоить президенту Бараку Обаме голосов на выборах, хотя эффект может быть смягчен положительным отношением многих американцев к чернокожим. С 2008 года уровень распространения расовых предрассудков вырос: степень негативного отношения оценивалась при помощи вопросов, в которых людей откровенно спрашивали об их расовых отношениях, или посредством экспериментального теста, который позволял оценить скрытые взгляды к той или иной расе, не спрашивая об этом напрямую.
В целом в настоящий момент 51% американцев откровенно высказывают свое негативное отношение к чернокожим в сравнении с 48% в 2008 году. Когда эксперты попытались оценить уровень скрытых расовых предрассудков, число американцев, негативно настроенных против чернокожих, подскочило до 56% в сравнении с 49% во время последних президентских выборов. «Сколько бы мы не надеялись, что влияние расы будет со временем уменьшаться… очевидно, что воздействие расовых предрассудков на решение избирателей осталось на уровне, который мы наблюдали четыре года назад», — заявил профессор Стэнфордского университета Джон Кросник (Jon Krosnick), который занимался разработкой опроса совместно с экспертами АР.
Кроме того, большинство американцев высказали свое предубеждение против латиноамериканцев. По данным опроса, проведенного АР в 2011 году, 52% нелатиноамериканского населения выразили свое негативное отношение к латиноамериканцам. По результатам экспериментального теста, эта цифра составляет 57%. До 2011 года исследования предрассудков в отношении латиноамериканцев не проводились. Опросы АР проводились совместно с исследователями из Стэнфордского университета, университета Мичигана и Национального центра изучения общественного мнения Чикагского университета. Эксперты по расовым отношениям заявили, что результаты опроса их не удивили.
«У нас есть ложное убеждение, что в нашем обществе существует однородность и что серьезные перемены происходят в одночасье. Но история свидетельствует об обратном, — говорит Джелани Кобб (Jelani Cobb), профессор истории и директор Института Афро-американских исследований при университете Коннектикута. — Когда есть прогресс, обязательно присутствует и обратная реакция». Обама очень осторожно затрагивает тему расы, однако многие афроамериканцы откровенно высказываются о том, что они стали ощущать на себе негативное отношение, с тех пор как Обама занял пост президента. В качестве доказательств они вспоминают случаи жестокости полиции по отношению к ним или стикеры на бамперах, мультфильмы и плакаты на демонстрациях, в которых высмеивается президент, изображаемый обезьяной или повешенным.
«Частью этого является растущая поляризация внутри американского общества, — говорит Фредрик Харрис (Fredrick Harris), директор Института афроамериканских исследований при университете Колумбии. — Последний демократ в Белом доме заявил, что нам необходимо организовать национальную дискуссию по вопросам расы. При нынешнем президенте вопрос расовых отношений окружала полная тишина. Но, как вы видите, независимо от того, ведется ли дискуссия по поводу расы или об этом молчат, в обществе имеет место поляризация. Прежде чем эти глубокие чувства исчезнут, нужно, чтобы сменилось несколько поколений».
В целом, как показал опрос, в силу расовых предрассудков Обама может потерять 5 процентных пунктов на выборах 6 ноября, когда он вступит в борьбу с республиканцем Миттом Ромни. Однако, по словам исследователей, Обама имеет преимущество в 3% благодаря про-афроамериканским настроениям. В целом, это означает, что чистые потери Обамы вследствие расовых предрассудков составляют 2%.
Как показывают результаты опроса, расовые предрассудки не ограничены рамками какой-либо группы населения. Хотя республиканцы чаще демократов высказывают расовые предрассудки в ответах на прямолинейные вопросы (79% среди республиканцев в сравнении с 32% среди демократов), тест показал, что между двумя партиями разница незначительная. Согласно результатам теста, большинство демократов и республиканцев негативно относятся к чернокожим (55% демократов и 64% республиканцев), точно так же как люди, придерживающиеся независимых взглядов (49%).
Как показывает исследование, Обама столкнулся с аналогичной ситуацией в 2008 году. АР разрабатывало различные опросы, целью которых была оценка расовых отношений, и проводило эти опросы уже несколько раз в период с 2008 по 2012 год. В рамках недавнего исследования людям напрямую задавали вопросы, согласны ли они с теми или иными утверждениями, касающимися чернокожих или латиноамериканцев. Кроме того, респондентов спрашивали насколько хорошо такие слова как «дружелюбный», «трудолюбивый», «жестокий» и «ленивый» характеризуют чернокожих, белых и латиноамериканцев.
Те же самые респонденты затем прошли тест, целью которого было оценить уровень скрытого расизма: во время этого теста на экране появлялись фотографии чернокожего, латиноамериканского или белого мужчины, а затем нейтральное изображение китайского иероглифа. Далее респондентов просили оценить свое отношение к иероглифу. Как показывают предыдущие исследования, люди склонны переносить свое отношение к фотографиям людей на изображение иероглифа, что позволило исследователям оценить уровень расовых предубеждений даже в тех случаях, когда респонденты откровенно в них не признавались.
Результаты опроса были проанализированы с учетом возраста респондентов, убеждений, отношения к Ромни и Обаме и других факторов, что позволило исследователям определить с определенной долей вероятности, будут ли респонденты голосовать за Обаму или Ромни. Затем эти же модели были использованы для того, чтобы оценить чистое влияние того или иного фактора на степень популярности кандидата. Все исследования проводились онлайн. Согласно данным, полученным в ходе других опросов, респонденты гораздо чаще склонны откровенно выражать непопулярное отношение к чему-либо, когда они участвуют в опросах с использованием компьютера, чем во время беседы с исследователем. Респонденты были произвольно выбраны из базы данных GfK Custom Research.
В целом, результаты всех исследований имеют погрешность примерно 4%. Недавно проведенный опрос, в ходе которого оценивались анти-афроамериканские настроения, проводился с 30 августа по 11 сентября. Эндра Джилспай (Andra Gillespie), политолог из университета Эмори, изучающая вопрос расовой нейтральности среди чернокожих политиков, сравнила эту ситуацию с ситуацией, с которой столкнулись первые чернокожие мэры, избранные в крупных американских городах. По ее словам, эти мэры как правило получали около 20% голосов белого населения на первых выборах, однако если они баллотировались на второй срок, их поддерживало уже большее число белых, возможно, потому что «белые, живущие в городах… начинают чувствовать себя более комфортно с чернокожим мэром».
«То, что Обаму выбрали президентом, очевидно, не изменило людей с сильными расовыми предрассудками», — говорит она. Как отмечает Алан Дженкинс (Alan Jenkins), заместитель министра юстиций при администрации Клинтона, а ныне генеральный директор научно-исследовательского центра Opportunity Agenda, негативные расовые отношения могут отразиться на политике. «Это может оказать серьезное влияние на то, как с людьми будет вести себя полиция, как учителя будут относиться к детям, как к людям будут относиться арендодатели и агенты по недвижимости», — говорит он.
Хаким Джеффрис (Hakeem Jeffries), член законодательного органа штата и кандидат на место в Конгрессе, освободившееся после ухода одного из его чернокожих коллег, назвал отсутствие прогресса в расовых вопросах тревожным. Джеффрис выступал против программы «остановить и обыскать» для полиции Нью-Йорка, сторонники которой настаивали на ее расовой нейтральности, но которая отразилась в основном на чернокожих и латиноамериканцах.
«Я все еще придерживаюсь некоторого оптимизма по поводу того, что в будущем Америка придет к расовой терпимости, — говорит Джеффрис. — Мы проделали долгий путь, но результаты этих опросов свидетельствуют о том, что нам еще многое предстоит сделать».