Фильмы сайта Сергея Мельникофф «Свобода Слова»: http://ipvnews.org Карачаевцы глазами немцев во Вторую мировую войну.
Карачаевцы (карач.-балк. къарачайлыла, таулула) — один из коренных народов Северного Кавказа, населяющий горные и предгорные районы Карачаево-Черкесии. Численность в России — 192 тысячи человек (2002), из них 169,2 тысячи — в Карачаево-Черкесии, где они составляют 38,5% населения, являясь самым многочисленным народом республики. Общая численность — 220 тыс. чел. (2008, оценка).
Фактически карачаевцы составляют единый с балкарцами народ, разделённый административно на две части. Они относятся к кавкасионскому антропологическому типу балкано-кавказского варианта европеоидной расы. Говорят на карачаево-балкарском языке западно-кыпчакской группы тюркской семьи.
Эльбрус — высочайшая вершина Кавказа, России и Европы, символ карачаевцев.
История
В формировании карачаевского этноса, которое закончилось в XIII—XIV веках, принимали участие, главным образом, кипчаки (половцы), булгары, аланы и местные горские племена, передавшие потомкам многие черты своей духовной и материальной культуры. В домонгольское время на территории проживания карачаевцев существовал аланский союз племён. Наиболее ранними карачаево-балкарскими памятниками считаются могильники 13-14 веков на территории Карачая и Балкарии. После монгольского нашествия предки карачаевцев аланы и половцы, жившие к этому времени уже смешанно, были оттеснены в горные ущелья Центрального Кавказа. На территории нынешнего проживания карачаевцев, согласно мнению некоторых авторитетных учёных, располагалась столица средневековой Алании, именуемая в летописях того времени Маас. В 1828 году русская армия вторглась на территорию Карачая несмотря на объявленный ею нейтралитет в Кавказской войне. 20 октября 1828 года произошло кровопролитное 12 часовое Хасаукинское сражение в ходе которого царским войскам (находились под личным командованием генерала Эмануэля), оснащённым артиллерией, удалось оттеснить войска карачаевцев под командованием князя Крымшамхалова, избранного на тот период Олием (Верховным правителем). Численность войск Олия Крымшамхалова составила около 500 войнов, численность войск генерала Эмануэля 1500 солдат. Несмотря на техническое и численное превосходство войска Эмануэля потеряли убитыми и ранеными 163 человека (цифры предполагаются, ввиду длительности боя и неудобной атакующей позиции русских войск, заниженными), что превосходило потери русских (!) в сражении с 30-тысячным корпусом Батал-Паши. Карачаевские старейшины предприняли шаги по недопущению погромов своих селений учитывая что до этого по Карачаю и Балкарии прошлась эпидемия чумы унесшая две трети населения и погромы могли положить конец существованию народа в целом. На следующий день после сражения, когда войска Эмануэля уже подходили к Карт-Джурту, им навстречу вышла делегация старейшин. Вследствие переговоров была достигнута договорённость о включении Карачая в состав Российской империи. После присоединения было оставлено в неприкосновенности все внутреннее самоуправление Карачая: должностные лица и суд. Разбирательство дел с соседними мусульманскими народами продолжало осуществляться по народным обычаям и шариату. В Карачай даже не назначался пристав, но от карачаевцев были взяты аманаты в залог их верности присяге.
Присоединение (во многом ещё формальное) Карачая к империи считалось очень важным достижением царских генералов. Г. А. Эмануэль сравнивал свою победу с овладением знаменитыми Фермопилами (в иной транскрипции — «Термопилами»)
В 1855 году, чтобы закрепить союз карачаевцев с Россией, генерал Козловский с отрядом из 3 батальонов за три недели бесплатно (без издержек) проложил первую колёсную дорогу в Карачай по непроходимым горным местам.
В ноябре 1943 года по ложному обвинению в сотрудничестве с фашистской Германией, карачаевцы были переселены в Среднюю Азию: Казахстан и Киргизию. Общая численность населения в то время насчитывала около 80 тысяч человек. Преимуществено дети, женщины и старики. Мужская часть населения сражалась против фашистов на фронтах Второй мировой войны. По не документированным данным советский политический деятель М. А. Суслов (один из основных инициаторов репрессий северо-кавказских народов) имел личную неприязнь к карачаевцам. По рассказам очевидцев, Суслов присутствовал на свадьбе в Карачае , где, во время застолья, оскорбил одного из старейшин, за что был жестоко избит молодыми горцами. Этим многие и объясняют последующие трудности в реабилитации карачаевского народа. Болезни и голод явились причиной гибели 35 % населения только за первые два года депортации. Из 28 тысяч детей погибли 22 тысячи (около 78 %). В настоящее время старейшины Карачая , которые были очевидцами этих событий, сообщают: «То время в Средней Азии было ужасным. Голод, изгнание и насилие военных…, но карачаевцы предпочитали смерть нежели просить милостыню, и тем самым опозорить себя и свой клан».
После 14 лет депортации, во времена Н. Хрущева, в 1957 году карачаевцы вернулись на Родину.
Карачаевцы проживают в ущельях и на нижних склонах гор Центрального Кавказа, в долинах рек Кубани, Зеленчуков, Урупа, Лабы, Кумы, Подкумка, Малки и других.
Из крупных городов значительное количество карачаевцев проживает в Кисловодске, Черкесске и Ставрополе. Карачаевцы составляют большинство населения городов Теберда, Карачаевск, Усть-Джегута и Учкекен в Карачаево-Черкесии.
Язык и религия
Карачаевцы говорят на диалекте карачаево-балкарского языка, который относится к кыпчакской группе тюркских языков. Письменность на основе кириллицы. Процесс исламизации карачаевцев начался в XVI в., однако ещё в XIX в. их верования представляли собой сложный синтез христианства, ислама и дохристианских традиций. Сохранялась вера в магию, священные деревья (друидизм), камни, божеств-покровителей. В настоящее время абсолютное большинство карачаевцев — мусульмане-сунниты.
Характер народа
Изолированный образ жизни в горах в течение многих веков послужил причиной формирования уникального национального характера горцев. Карачаевцы проживают в сообществах, которые подразделяются на кланы и фамилии: Юйдеги, Атаул, Тукъум, Тийре. Карачаевцы очень независимы в своём поведении и являются сторонниками свободы. У карачаевцев сильные, исторически сложившиеся, обычаи и традиции, которые регулируют практически все аспекты жизни: свадьба, похороны, вынесение семейных решений и т. д. Карачаевцы никогда не обидят своего гостя. Беспрекословное подчинение старшим — многовековой закон. Они продолжают по-настоящее время хранить особое отношение к женщине (девушке). Факт оскорбления родителей карачаевца является фатальным проступком для обидчика. Известны случаи кровной мести и в настоящее время.
Большое внимание уделяляется соблюдению требований и положений этического кодекса «ЁЗДЕН АДЕТ», который представляет собой совокупность норм обычного права, нравственных предписаний и правил этикета.
Жилище
Исследования учёных показали преемственность алано-болгарской и карачаево-балкарской традиций постройки жилищ. Известны каменные башенные сооружения близ современного аула Кызыл-Кала. Господствующей формой жилого дома был прямоугольный, вытянутый в длину сруб из брёвен. Концы бревен при постройке иногда не подравнивались, а торчали на углах, были различной длины. Постройки отличались большой монументальностью, впечатление от которой усиливалось толщиной брёвен. Необходимо сказать, что для оборонительных целей карачаевцы строили так называемые «крытые арбазы». Эти сооружения представляли собой замкнутый многоугольник, внутри которого располагался крытый двор (арбаз). Жилые помещения располагались по периметру многоугольника и выходили дверьми во двор. В случае нападения, члены семьи могли быстро собраться во дворе для подготовки обороны. Вход в крытый арбаз с улицы защищали ворота, изготовленные из особо прочных пород дерева. Крытые арбазы были монументальными сооружениями и являли собой деревянные замки или небольшие крепости.
Свет внутрь помещения проникал через дымовое отверстие камина или через небольшое окно. В средневековье очаг располагался в середине дома, на земляном полу и представлял собой открытый костер. Позже очаг располагали пристенно, дымовой проход, плетеный из прутьев и обмазанный глиной, выходил на крышу, возвышаясь над ней. Карачаевский дом состоял из нескольких частей. В «большом доме» (уллу юй, от юй), где располагался очаг, жили глава большой семьи, его жена и неженатые дети всех возрастов. Женатые сыновья имели свои помещения (отоу). Наиболее почётную часть «большого дома» (тёр) занимало ложе главы семьи и место для сидения гостей.
Постройка нового дома была весьма трудоёмким делом и потому осуществлялась коллективными усилиями. Большую роль играл в таких случаях обычай родовой взаимопомощи (маммат).
Одежда
Женская одежда сохранила элементы костюма аланского периода. К ним относится, например, наличие металлических венчиков, украшенных штампованным, точечным, геометрическим орнаментом, которые пришивались к головному убору. Этот убор представлял собой высокую, остроугольную, тканую шапочку, на верхушку которой нашивались металлические, покрытые узором, навершия (иногда с шариком на макушке). Следует отметить, что в Карачае, украшавшие эти шапочки и, очевидно, одежду бронзовые и серебряные пластины, а также навершия для шапочек и венчики, покрывались штампованным пунсонным узором, характерным для алан раннего средневековья. Платье средневековой карачаевки украшалось нагрудными серебряными пряжками пуговицами, пришивавшимися в два ряда к ткани.
Карачаевский национальный танец
Средневековые традиции сохранялись вплоть до XIX в. В особенности, это касается головного убора. Праздничные платья девушек изготовлялись из бархата или шёлка темно-красного, реже — синего и зелёного цветов. Они украшались золотым шитьем и галунами. Также богато украшались шапочки (окъа бёрк). Неотъемлемой частью женского костюма был пояс (кямар), представлявший собой подлинное произведение ювелирного искусства.
Мужская одежда более схожа с одеждой других горских народов Северного Кавказа:
Туникообразная нательная рубашка.
Бешмет (къаптал) из ткани чёрного, белого, иногда (праздничные) ярких цветов — ярко-синий, оранжевый, полосатый. В повседневной жизни бешмет носили без чекменя.
Чекмень от карачаево-балкарского слова «чепкен»,что обозначает и сукно домотканное, и верхнюю мужскую одежду из этого сукна,более позднее название «черкеска», как правило, была выходной и праздничной одеждой. Карачаецы и балкарцы производили это сукно и войлочные изделия и для продажи,в частноси в соседнюю Грузию (Сванетия, Рачия)Абхазию,Кабарду.Ткалось сукно из шерстяных ниток на деревянном домашнем станке, по деталям, из которых в дальнейшем шился чекмень.В конце 19 века чекмень стали шить из фабричного сукна.Шилась она в основном из чёрного, серого, бурого и белого сукна. Длина чекменя доходила обычно до колен и ниже. Чекмень имел вырез на груди и накладные газыри для ношения в них готовых зарядов для огнестрельного оружия (от карачаево-балкарского слова «хазырла», то есть «готовые»). Газыри украшались серебряным чеканным или литым навершием, часто с чернью.
Пояс (белу) представлял собой узкий кожаный ремень с серебряными шками и подвесками из кожи, с серебряными же наконечниками. Это был обязательный атрибут мужского костюма. Он надевался на чекмень, если мужчина был без неё — на бешмет.
Штаны (кёнчек) имели прямые, неширокие, слегка суженные книзу штанины, с большим ромбовидным клином (ау) между ними. Ширина клина доходила иногда до 80-90 см.
Поверх штанов одевались ноговицы (ышым), доходившие до колен и выше. Под коленями ноговицы завязывались кожаными ремешками (ышым бау).
Чабыры — обувь из сыромятной кожи, изготовлявшиеся из одного куска кожи со швом сзади. Доходили до лодыжек, где закреплялись ремешком. Надевались на босу ногу, в них подкладывали особую солому. Зимой носили войлочную обувь (уюкъ). Чабыры, как и уюкъ, носили и женщины.
Головной убор был схож с головным убором других горцев. Карачаевцы носили меховые шапки-папахи (тери бёрк) и войлочные шапочки, шляпы (кийиз бёрк, кийиз къалпакъ). Праздничным головным убором мужчин считалась высокая каракулевая шапка (бухар бёрк), перешедшая к казакам под названием кубанка.
Элементами походной одежды были бурка (джамчы) и башлык (башлыкъ).
Пища
Хозяйственный уклад карачаевцев обуславливает и специфику традиционного питания, основу которых составляют продукты животноводства. Наиболее распространённой пищей является баранина. В особенности — мясо овец карачаевской породы, получившей широкую известность за пределами Карачая своими высокими вкусовыми качествами. Реже употреется говядина. Туша делится на 16 «обязательных» частей (юлюш) — порций, которые в случаях праздничного застолья распределяются строго по старшинству: наиболее «почетные» порции для самых старших, менее «почетные» — для более молодых и т. д. Тут же готовят шашлыки (тищлик). Название произошло из обращения к разделывающим мясо: «Дайте на один зуб». Где «тищ» — это зуб, «лик» — для, т.е. для зуба,(кусочки мяса на шампуре, пруте «на один зуб»). Позвоночные кости с мясом и блюда из внутренностей представляют собой «добавочные» порции. Тамада получает в качестве основной порции лопатку, в виде добавочной — рассеченную часть головы (баш джарты).
Очень популярны молочные продукты, в первую очередь, айран и сыр. Из айрана готовят тузлук к мясу, применяющийся и в качестве заправки, приправы мясного бульона (шурпа). Карачаевцы также употреют крученку (булгъама), кефир (гыпы айран), творог (къой сюзме), сливки (сютбаши, къаймакъ), пенки с айрана (хамеши), простоквашу (мысты), масло (джау). Растительная пища была дополнительной к мясомолочной. Из кукурузы (нартюх), ячменя (арпа), пшеницы (будай), ржи (къара будай) и проса (тары) делают лепёшки (гырджын). Карачаевцы делают пироги с различной начинкой (хычын), пирожки в форме полумесяца с начинкой из мяса или сыра (бёрек), печёные в масле коржи и др.
Приготовляют мамалыгу (как), которую употреют с маслом, айраном или сметаной, похлебки (билямукъ). Каша (баста) из пшена или риса с сушеным мясом (къакъ эт), с отварным мясом выдержанным в рассоле. Популярны толокно из поджаренной муки (къуут), джырна — варёные зерна кукурузы, пшеницы, ячменя. В качестве праздничной пищи выступает халва, хворост (чыкъыртла). Из напитков популярными являются боза, балсуу, суусап (напиток, приготовленный из айрана, разведенного с водой или нарзаном), технология приготовления которых определялась веками.
Chechenews.com
16.05.11.