Главная » Все Новости » События » Павел Фельгенгауэр: «Красная линия» пересечена. США кардинально меняют политику в Сирии

Павел Фельгенгауэр: «Красная линия» пересечена. США кардинально меняют политику в Сирии

Период условного невмешательства США в Сирии,  когда повстанцам, больше двух лет воюющим с режимом Башара Асада, поставляли только гуманитарную помощь, завершен. Теперь Америка переходит к прямым поставкам боевикам боеприпасов и вооружения.

Сначала на прошлой неделе в прессу попали материалы закрытого семинара в Нью-Йорке, где бывший президент Билл Клинтон, выступая вместе со стойким сторонником повстанцев сенатором Джоном Маккейном, заявил, что президент Барак Обама «рискует выглядеть полным дураком», если будет постоянно оглядываться на результаты опросов американского общественного мнения, настроенного против любой интервенции в Сирии. Отвечая Маккейну, Клинтон вспомнил бомбардировки сербов в Боснии и в Косово в 90-е годы, которые не были популярны по опросам, но он принял решение и закончил гражданские войны на Балканах. «Никто не требует посылать в Сирию американских солдат, — заявил Клинтон. — Но сейчас русские, иранцы и Хезболла уже там вовсю, мы должны как-то замедлить их наступление, восстановить баланс сил, дать повстанцам шанс победить, раз за них большинство населения».

Клан Клинтонов — очень влиятельная сила в нынешнем Вашингтоне. Неожиданная поддержка бывшим президентом республиканца Маккейна, который недавно нелегально съездил в Сирию через турецкую границу к повстанцам и резко публично критиковал Обаму за «нерешительность», была сначала воспринята в Вашингтоне как раскол среди лидеров демократов, а оказалось, что это был признак смены курса. Через пару дней заместитель советника по национальной безопасности Бен Родс объявил, что у властей США есть объективные доказательства ограниченного, но достоверного применения режимом Асада отравляющих веществ (ОВ), включая нервно-паралитический газ зарин, из-за чего погибло до 150 человек.

По последним данным ООН, на конец апреля в сирийском конфликте погибло 93 тыс. человек, в том числе до 6,5 тыс. детей, которых, судя по «документированным ООН эпизодам», нередко пытают и расстреливают вместе с семьями. Каждый следующий месяц убивают еще 5 тыс. человек. Эти цифры, по мнению ООН, следует считать минимальными в условиях кровавого хаоса — реальные потери, возможно, намного больше. В этой гражданской войне все стороны вконец озверели, но большая часть гражданских потерь — несомненно, результат действий проправительственных сил, поскольку их огневая мощь несравнимо превосходит повстанческую: они больше двух лет непрерывно бомбят и обстреливают танками, боевой авиацией, тяжелой артиллерией, ракетами, включая баллистические Р-17э, сирийские города и деревни. Более 1,5 млн из населения в 21 млн — бежали за границу, по большей части в Турцию и Иорданию. Внутренних беженцев и перемещенных лиц в Сирии еще 4,25 млн.

В Сирии полностью разрушена четверть всех жилых домов (1,2 млн), а также 3 тыс. школ, 2 тыс. заводов и половина всех медицинских учреждений. Списывать все эти опустошения на неких «иностранных террористов» нелепо, хотя профессиональные лжецы в Дамаске и Москве этим постоянно заняты. Конечно, в рядах повстанцев вправду воюют хорошо организованные исламисты-салафиты (сторонники «Аль-Каиды»), частью из всяких разных стран, даже из наших кавказских республик. Во многом из-за этих боевиков Вашингтон до сих пор отказывался впрямую поставлять оружие оппозиции. Известно, что в прошлом году Пентагон и Госдепартамент совместно предлагали начать поставки, но в Белом доме отказали. Теперь использование ОВ нарушило обозначенную Обамой «красную линию», и, согласно Родсу, первые партии американского оружия уже отправлены оппозиции в Сирию, включая управляемые противотанковые ракеты (решение готовилось несколько недель). В Москве дипломаты и официальные лица, естественно, объявили американские данные о боевом применении ОВ злонамеренной выдумкой, но решение в Вашингтоне уже принято.

Когда-то могучие сирийские вооруженные силы в 300 тыс. регулярного состава и до 450 тыс. резервистов в результате межобщинной и межконфессиональной гражданской войны вконец развалились. Опорой режима всегда была секта алавитов (вариант шиизма, настолько отошедший от канона, что многие богословы считают их вовсе не мусульманами), а также христиане разных толков, друзы и прочие меньшинства, из которых в основном набирали офицеров и руководство силовых структур. Теперь в расколотой войной Сирии режим поддерживают не более 20 процентов населения из меньшинств, а сунниты, которых более 75 процентов, — за оппозицию. У Асада есть пилоты, специалисты, танкисты, артиллеристы и пр., а надежной пехоты — мало. Непосредственно в боях с повстанцами участвует, по некоторым оценкам, менее 70 тыс., из них до 20 тыс. — шииты-добровольцы и наемники из Ирана, Ливана и Ирака. У оппозиции под ружьем до 50 тыс. — вот и установилось в Сирии до недавнего времени равновесие в затяжных позиционных боях в населенных пунктах и городах, превращенных в импровизированные укрепрайоны. Именно в таких боях логично применять ОВ для захвата отдельных узлов упорной обороны, особенно если на жизнь гражданских совершенно плевать.

Впрочем, массовых химических атак в Сирии не было, и 150 человек, убитых на фоне тамошней всеобщей резни, не выглядят так уж чудовищно. Много месяцев Белый дом утверждал, что внимательно расследует историю с ОВ, но в прошлом месяце ситуация кардинально поменялась. Лидер ливанской шиитской группировки Хезболла (партия Бога) шейх Хасан Насралла, подчиняясь приказу из Тегерана, официально вступил в сирийскую гражданскую войну, послав на штурм хорошо укрепленного оппозицией ключевого пограничного с Ливаном города Эль-Кусайра до 5 тыс. бойцов. Эта интервенция была успешна — у Асада появилось то, чего раньше не было:  хорошо вооруженная, дисциплинированная и мотивированная пехота, обученная воевать в укрепрайонах и в городской застройке, способная контратаковать и драться даже при очень существенных потерях в подразделениях. Огневая поддержка танков, артиллерии и авиации была сирийская. Кусайр взяли, но в упорных боях, с потерями и за несколько недель.

Насралла заявил, что Хезболла продолжит драться в Сирии до полной победы над суннитами и у него есть возможность увеличить контингент до 10 тыс. по меньшей мере. Авторитетные суннитские богословы-законники в Каире и в странах Залива объявили в Сирии джихад еретикам-шиитам и алавитам, Насраллу определили террористом, а Хезболлу — партией сатаны. Теперь к джихаду присоединяется и Америка. Цель, как сказал Клинтон, остановить и повернуть вспять Хезболлу вместе с Россией и Ираном. Для начала пойдет оружие, а если это не восстановит баланс сил, последует «зона запрета на полеты», применение боевой авиации и крылатых ракет. Конечно, сунниты-салафиты в Сирии — неприятный и опасный контингент, но Хезболла, вооруженная десятками тысяч ракет, фактически берущая при поддержке Ирана и России под контроль Сирию вместе с запасами ОВ и средствами доставки, — намного страшнее. «Аль-Каида» сейчас организационно разобщена и многократно бита в последние годы, в отличие от Хезболлы.

В Вашингтоне прекрасно понимают, что пока бесцельно проводить конференцию по Сирии, о которой в прошлом месяце договорились Сергей Лавров и Джон Керри (Женева-2). Пока Хезболла продолжает наступать, режим Асада будет надеяться решить свои проблемы силовым путем, хоть надежды эти тщетны. Насралла может помочь взять тот или иной город, но у него слишком мало бойцов, чтобы потом удерживать завоеванное в напрочь разрушенной стране, где правящее меньшинство люто ненавидят, где для восстановления элементарной жизнедеятельности нужно до 100 млрд долл., сколько нет ни у Тегерана, ни у Москвы. Без Запада во главе с США и богатых арабских суннитских стран Персидского залива восстановить Сирию и мир в ней невозможно. Потому в Вашингтоне не будут, конечно, отказываться от идеи Женевы-2, рассматривая оптимальным решением дипломатическую договоренность о демонтаже режима в Сирии, об изгнании Ирана и Хезболлы, о передаче власти суннитскому большинству, при выделении алавитам автономии в прибрежной зоне, где РФ могут оставить для престижа маленькую базу ВМФ в Тартусе.

На этой неделе Обама встречается с Путиным на саммите G8 и будет уговаривать принять по Сирии разумное решение. Или продолжить эскалацию, в которой у США все главные козыри на руках.

Источник: www.novayagazeta.ru

17.06.13.