Эксперты лондонского мозгового треста – Королевского института международных отношений, больше известного как Chatham House, представили в Брюсселе доклад «Путин снова: последствия для России и Запада». Его главный вывод: выборы 2011 и 2012 годов стали началом конца путинского режима.
Возвращение Путина в Кремль не означает стабильности для России, как он сам пытается представить. Скорее наоборот. Угроза нестабильности усиливается. Сложившаяся в России система, у которой отрублены все «лишние» компоненты, щупальца, рецепторы, неустойчива, не отвечает на запросы и «зависает».
Главной задачей команды Путина будет сохранить систему персональной власти, которую она создала за 12 лет, делают вывод эксперты «мозгового треста». Инструменты власти, прежде всего, силовики, коррумпированы и ненадежны, но заинтересованы в ее сохранении.
Путин – системообразующий персонаж. Перед ним сложная дилемма. Либо оставить все как есть («стабильность») и наблюдать, как система рушится и грозит похоронить его под обломками. Либо провести реформы, которые неизбежно означают политическую и экономическую конкуренцию и верховенство закона. Но это выбивает табуретку из-под ног всей его команды. Она может и не простить.
Несмотря на многочисленные обещания улучшить социально-экономическую ситуацию в стране, правящая группировка не предложила четкого стратегического видения и программы на ближайшие пять-шесть лет.
Только лозунги, ничего конкретного.
А те, кто требует перемен, не имеют легальных средств осуществить их или участвовать в них. Волна протестов, беспрецедентная в путинской России, прогнозируют эксперты Королевского института, пойдет на спад: невозможно выводить на улицы сотни тысяч людей только лишь под девизом честных выборов. Нужны более существенные лозунги.
Следующая волна протеста, по мнению авторов доклада, охватит не только образованный электорат столиц, но и промышленные центры советской эпохи, моногорода. Россияне начинают ощущать себя в роли граждан, а не поданных.
Авторы доклада полагают, что в ближайшие шесть лет Россия может оказаться перед лицом серьезных угроз. Если правящая элита не сможет приспособиться к меняющимся реалиям и в стране не будут созданы независимые институты, которые смогли бы артикулировать интересы общества, не исключено неконтролируемое развитие событий. Такой сценарий может иметь пагубные последствия для Европы и всего международного сообщества.
«Политическое цунами», если такое случится, может иметь трагические последствия. Политическое поле в России настолько зачищено, что появление конструктивной демократической оппозиции, способной перехватить инициативу, может запоздать. В революционной пене обычно возникают персонажи иного толка. Пример революции на зачищенном поле: Египет.
«Несистемной» оппозиции предстоит еще консолидироваться, предложить обществу новые и понятные правила игры. Пока она неспособна перейти от протеста к эффективной организации. Но и действующая власть неспособна реформировать систему сверху. Такая ситуация опасна для будущего российской государственности и для всего постсоветского пространства.
Экономика России нуждается в системных реформах, но маловероятно, что власти пойдут на нечто большее, чем незначительная коррекция. Слияние власти и собственности настолько глубоко, что экономическая реформа невозможна без политических перемен. Пока нельзя говорить об упадке экономики, но ее перспективы не вдохновляют, прежде всего, потому что она неспособна эффективно противостоять экономическим кризисам и зависит от цены на нефть.
Российской экономике помогла бы модернизация в широком смысле – улучшение бизнес-среды, верховенство закона, институциональные реформы. Но почти нет признаков того, что российский чиновничий класс готов к такой модернизации. А чрезмерные государственные расходы не дают возможности формировать долгосрочную политику, основанную на национальных интересах.
Америка и Европа разочарованы тем, что после падения коммунизма Россия так и не стала более ответственным международным игроком. Перезагрузка отношений с США оказалась лишенной конкретного содержания, а отношения с Европой оставляют желать лучшего.
Воинственная речь Путина в Лужниках свидетельствует о его враждебности Западу. Его антиамериканизм – не предвыборный, а искренний. Европу он воспринимает только как покупателя газа и направления для туризма (отсюда настойчивость требований о безвизовом въезде). Но он совершенно не воспринимает ее ценностей.
Европейские и американские лидеры должны постоянно уточнять для себя траекторию России и преодолеет иллюзию, что для нормальных отношений с ней достаточно установить личные отношения с российским коллегой.
Эксперты рекомендуют западным лидерам не поддерживать утверждения о том, что Россия обладает собственным уникальным набором ценностей. Запад должен помочь России интегрироваться в мировую систему в соответствие с общепринятыми международными принципами. Запад не должен поддерживать претензии Москвы на особые права в отношении бывших советских республик. Он должен убедить Россию держать свое слово. Она подписала весь набор международных конвенций по правам человека и другим международным нормам поведения. Вступление России в ВТО станет важным испытанием для Москвы на способность соблюдать международные нормы.
Авторы доклада признают, что отдельные страны ЕС больше волнует то, чтобы не раздражать Москву, чем проблемы прав человека. Более того, Россия оказывает не самое лучшее влияние на Запад, способствует коррупции. Появились даже такие понятия, как «шредеризация» или «берлусконизация».
Эксперты рекомендуют ЕС настаивать на применение к России принципов Третьего энергетического пакета (демонополизации и прозрачности энергетической отрасли ЕС – А.М.). Это помогло бы убедить российских политиков отказаться от роли «энергетической державы», которая закрепляет зависимость России от ресурсной ренты.
США должны осознать, что после возвращения Путина в Кремль будет труднее иметь дело с Россией (антиамериканизм Путина не предвыборный, а совершенно искренний). Вашингтону, конечно, придется принимать во внимание искаженную точку зрения Москвы на мир, но не давать никаких оснований думать, будто он ее разделяет… Вашингтону было бы разумно избегать формулировок, которые можно воспринять как согласие относиться к России как великой державе и считать ее членом особой группы государств вместе с США.
«Торговля и инвестиции могут привести к положительному долгосрочному эффекту, но при обязательном условии, что западные компании сохранят этический подход к своей деятельности в России…В целом российские фирмы или частные инвесторы, ведущие дело с западными институтами, должны осознавать, что нужно вести себя в соответствии с установленными западными стандартами”.
http://www.novayagazeta.ru
02.03.12.