Главная » Все Новости » События » Сирия — полигон глобального противостояния

Сирия — полигон глобального противостояния

Переговоры Аннана с Лавровым в Москве закончились ничем, сообщают СМИ. Бои в Сирии продолжаются уже в Дамаске, но признаков отчаянного положения режима нет. Вашингтон взывает к Москве: «Башара пора бросать», — однако Россия и Китай противятся даже разработке стратегии ухода Асада. Путин опасается, что смещение Асада укрепит доктрину «смены режимов», разработанную при Буше.

Спецпосланник ООН Кофи Аннан уехал с переговоров с президентом России Владимиром Путиным вчера в Кремле, ограничившись лишь короткими комментариями, что он надеется на согласование новой резолюции по Сирии в Совбезе, пишет The Independent.

Автор статьи Шон Уолкер замечает, что все крупные державы говорят о своей поддержке плана Аннана, но имеют разные представления о способах его достижения. Если западный проект резолюции призывает к введению санкций в соответствии с 7-й главой Устава ООН, что может в конечном итоге привести к применению силы, то Россия и Китай считают это неприемлемым.

Между тем в Израиле утверждают, что Асад теряет контроль над сирийской столицей, пишет The Financial Times. Генерал-майор израильской армии Авив Кочави сказал в парламентском комитете Кнессета, что Сирия перебросила войска с Голанских высот у израильской границы, чтобы подкрепить свои силы в Дамаске.

Бараа, активист, сотрудничающий с повстанческой Свободной сирийской армией близ эпицентра боев на юге Дамаска, заявил что повстанцы потеряли терпение, разочарованы попытками мирового сообщества положить конец кровопролитию и теперь наращивают свои усилия, чтобы нанести удар в самое сердце режима. «Свободная сирийская армия не возлагает никаких надежд на ООН или кого бы то ни было еще», — сказал он.

По данным издания Der Standard, третий день подряд бои ведутся в самом Дамаске и подходят все ближе к центру. «Бесспорно, нападения повстанцев, подогреваемые первыми случаями дезертирства действительно высоких военных чинов, в первую очередь Маната Тласса, за последнюю неделю усилились», — признает автор статьи Гудрун Харрер. Однако под контролем повстанцев нет достаточно крупных территорий, а сирийской армии удается отбивать все завоеванные участки. Дипломат-перебежчик Наваф аль-Фарес говорит о сотрудничестве Асада с «Аль-Каидой» и подготовке к применению химического оружия, однако эксперты подозревают, что аль-Фарес активно подключился к оппозиционной пропаганде. В случае подобного поворота событий интервенция была бы неизбежной, пишет Харрер, признаков настолько отчаянного положения режима нет. Судя по тому, что Россия и Китай противодействуют разработке стратегии ухода для Асада, они также думают, что режим еще может выжить, говорится в статье.

До пятницы должно быть принято решение СБ ООН по наблюдательной миссии в Сирии. Если она падет жертвой споров в Совбезе, это, по словам журналистки, станет дипломатической катастрофой, подобной той, что произошла перед войной в Ираке в 2003 году. Миссия ООН — это «последняя связь с режимом Асада и последний минимальный шанс на внешнее влияние в Сирии».

Сирия становится полем битвы для мировой войны в миниатюре, утверждает на страницах The Times Амир Тахери, автор книги «Персидская ночь: Иран при революции хомейнистов». Автор усматривает параллели с гражданской войной в Испании 1936-1939 годов, когда столкнулись не просто две силы, получавшие оружие и поддержку от иностранных держав, а два конкурирующих мировоззрения. На взгляд автора, в Сирии борются две концепции — авторитаризм и открытое общество.

Противников Асада поддерживают Турция, большинство арабских стран, США и некоторые государства ЕС. Ввиду племенных, этнических и религиозных связей Саудовская Аравия, Иордания, Ирак и Ливан втягиваются в конфликт на стороне повстанцев. Но сирийский авторитаризм получает более осязаемую, как считает Амир Тахери, поддержку со стороны России, Китая и Ирана при содействии Ливана, а также Венесуэлы и некоторых членов правительства Ирака.

«На взгляд Путина, с Сирией следует обойтись как с чеченским восстанием, которое было подавлено грубой силой. Российский президент опасается, что смещение Асада укрепит доктрину «смены режимов», разработанную при Буше. Тем самым в России будет возможна смена режима путем народного восстания, поддержанного Западом», — говорится в статье. Для Китая Сирия подобна Тибету или Синьцзяну, где мятежное население принуждают помалкивать.

«Российско-китайско-иранский триумвират предлагает Сирии простой рецепт: властвовать путем массовых убийств», — полагает автор. Он рекомендует Западу и «региональным союзникам» решительнее поддержать восстание. «Турецкие и арабские лидеры говорят мне, что готовы организовать убежища для беженцев и гуманитарные коридоры, если только США отбросят глупую идею «руководства из арьергарда» и проявят инициативу, создав как минимум одну бесполетную зону при содействии коалиции желающих», — утверждает Тахери. Деспотизм в Сирии можно и нужно разгромить, требует он.

Как же Вашингтону убедить Россию, что следует прекратить поддержку Асада? — спрашивает в блоге на сайте Time обозреватель Джей Ньютон-Смолл. США и Россия всю неделю препираются в Совбезе ООН, напоминает он. США требуют мандата на основе 7-й статьи Устава ООН, дабы решительнее вмешаться в сирийский конфликт. Россия, со своей стороны, уверяет, что ни одно государство не вправе навязывать другому смену режима.

Россия указывает, что не держится конкретно за Асада, а скорее беспокоится за стабильность Сирии, говорит Бен Родс, заместитель советника по национальной безопасности при президенте США. По его словам, Вашингтон пытается разъяснить России: пока Асад у власти, добиться стабильности невозможно.

Другой, неназванный высокопоставленный чиновник администрации США отметил: Вашингтон разъясняет, что нынешней политикой Россия «подрывает свое влияние на следующее правительство Сирии».

Вашингтон убеждает сирийских повстанцев посетить Москву и подчеркивает, что все группировки сирийской оппозиции договорились о едином плане политических преобразований.

«То, что мы слышим в последнее время, нас воодушевляет», — сказал неназванный чиновник администрации США, отметив, что на Ближнем Востоке сейчас публично жгут не американские, а российские флаги.

Значит, Россия готова пойти на уступки в ООН? «Не совсем, — полагает автор статьи. — Одна из сложностей в том, что у США сегодня мало рычагов воздействия на Россию». Правда, российская экономика зависима от цен на нефть, а значит, Москве не стоит ссориться со странами Персидского залива, которые фактически контролируют эти цены.

Ксавье Фоллебукт, исследователь в бельгийском университете Лувена и специалист по внешней политике России, объясняет позицию Кремля по Сирии в интервью Journal du Dimanche.

Позиция России не изменилась с момента начала сирийского кризиса и заключается в разрешении кризиса путем переговоров, говорит Фоллебукт, хотя иногда в нее вносились некоторые поправки, например относительно продажи вооружений сирийскому режиму. «Если Россия теперь откажется от того, что говорила, то она потеряет лицо на международной арене. А это та страна, которая уделяет огромное внимание своей репутации», — отмечает ученый.

По мнению Фоллебукта, экономические и геополитические интересы, имевшие значение в начале кризиса, отошли на второй план, и речь теперь идет, прежде всего, о престиже. Ученый выразил мнение, что лучшим решением для России было бы развитие ситуации по йеменскому сценарию, когда президент покидает пост в обмен на гарантии безопасности. Однако чем больше усиливаются столкновения, тем менее вероятным это выглядит.

Говоря о возможных действиях западных стран, исследователь замечает, что они не могут обойти СБ ООН. «Учитывая сложности транспортировки и геополитические последствия, это было бы опасно, тем более что в США идет предвыборная гонка, а мы сталкиваемся с экономическим кризисом! Придется продолжать переговоры с сирийским режимом и с оппозицией в надежде найти решение. Именно за это выступает и Россия, стремящаяся добиться наименее нестабильного выхода из кризиса», — подчеркивает Фоллебукт.

http://inopressa.ru

18.07.12.