Власть, которая так резко делит народ на богатых и бедных, ведет страну к катастрофе
В последнее время с необъяснимой регулярностью стали появляться результаты многочисленных исследований под общим названием Global Wealth Report (в вольном переводе «Доклад о всемирном богатстве»). Немцы, швейцарцы и прочие «развитые» господа вычисляют страновые показатели чистых финансовых активов на душу населения или, упрощенно, разницу между стоимостью имущества и кредитной задолженностью в пересчете на одного жителя. Итоги по России предсказуемы — социальное расслоение чудовищно.
Немцы из страховой компании Allianz констатируют: в 2011 г. Россия заняла 45-е место из 52 в мировом рейтинге благосостояния. На одну российскую душу приходится всего 1550 евро чистых финансовых активов, тогда как в лидирующей Швейцарии — 138,1 тыс., в «серебряной» Японии — 93,1 тыс., а в «забронзовевших» США — 90,4 тыс. евро.
Швейцарцы из банка Credit Suisse пошли еще дальше. Их исследование показало, что имущественное неравенство в России — самое высокое в мире, не считая малых народов Карибского бассейна. Так, 96 российских миллиардеров контролируют треть всех совокупных активов населения, при том что на планете в целом на долю миллиардеров приходится менее 2% объединенного богатства. По числу долларовых миллиардеров Россия заняла четвертое место после США, Германии и Великобритании, но по количеству миллионеров стала полным аутсайдером. Если в США планку богатства в 50 млн долл. освоили более 40 тыс. человек, в Европе — 22 тысячи, а в Азиатско-Тихоокеанском регионе без Китая и Индии — 13 тысяч, то в России таких «мультиков» всего 1950 особей.
В России также проводятся подобные изыскания. Результаты одного из них свидетельствуют: в нашей стране до трети всех сборов от подходного налога приходится на 0,7% занятых, или приблизительно на 500 тыс. человек. Проще говоря, полмиллиона наших сограждан регулярно получают третью часть всех доходов населения.
С какой целью нам вновь и вновь сообщают о национальной катастрофе? Разве мы этого не знаем, прессу не читаем, праздное времяпровождение элиты не наблюдаем? Но нам раз за разом вдалбливают: социальное расслоение становится колоссальным. При этом никаких способов смягчения неравенства не предлагают.
Что же делать? Снова «отнять и поделить»? Да. Только не экстремистскими ленинскими, а цивилизованными, рузвельтовскими методами.
Современное российское «благоденствие» очень схоже с фискальной обстановкой в США 20-х гг. прошлого века: богатые становились богаче, бедные — если не беднее, то оставались на том же скудном социальном пайке. Самая высокая ставка подоходного налога была всего 24% (в современной Америке — 40%), а налога на наследство — 20%.
С приходом к власти Ф.Д.Рузвельта верхняя планка подоходного налога в первый срок увеличилась до 63%, а во второй — до 79% (впоследствии Г.Трумэн «догнал» ставку аж до 91%). Максимальная ставка налога на наследство возросла сначала до 45%, затем до 60, 70 и, наконец, до 77%. В результате на протяжении жизни всего одного поколения американцев богатство стало менее концентрированным, в стране появился и окреп «средний класс», а экономика вплоть до 70-х гг. показывала беспримерные темпы экономического роста.
Сегодня Россия находится в той же отправной точке, что когда-то США. Проиллюстрируем это утверждение и препарируем налоговые взаимоотношения трех российских субъектов: бедняка, богача и нувориша.
Предположим, бедняк ежемесячно получает 10 тыс. рублей (120 тыс. рублей в год), богач — 100 тыс. рублей (1,2 млн рублей), нувориш — 1 млн рублей (12 млн рублей). Подходный налог — одинаковый. Налога на наследство — нет. Социальные взносы уплачиваются по разным ставкам: до 512 тыс. рублей годового дохода — по ставке 30%, все, что выше, — 10% и только в ПФР. (Налоговые вычеты, транспортный налог и налог на имущество физлиц для простоты подсчетов учитывать не будем.)
Итак. Годовым нарастающим итогом бедняк поделится с бюджетами 43 процентами своих доходов (13% подходный и 30% социальные взносы), богач — 31,5% (13% и 18,5%), нувориш — 23,9% (13% и 10,9%).
То есть. Каждый год сердобольное российское общество «дарит» небедствующему богачу 138 тыс. рублей, а купающемуся в роскоши нуворишу — 2 млн 292 тыс. рублей. И это только за счет пенсионных и прочих социальных взносов.
Для справки: верхняя планка социального взносообложения в 512 тыс. рублей в год упрощенно означает среднемесячный доход в 42 667 рублей. Средняя номинальная заработная плата в Москве в июне этого года составила 49 115 рублей. Хорошо живет среднестатистический москвич. Льготно.
Теперь — что отнимаем и как делим.
1. Для начала отменяем плоскую шкалу подоходного налога с введением стандартного налогового вычета на уровне МРОТ. Другими словами, все, чьи доходы ниже «минималки» (с будущего года 5205 рублей), а это 1,3 млн человек, подоходный налог не платят вовсе. Идеальный вариант — измерять нижний предел налогообложения не по МРОТ, а по прожиточному минимуму трудоспособного человека (в 2013 г. — порядка 8 тыс. рублей). Максимальную ставку подоходного налога определят власть предержащие, насколько у них смелости хватит. Они же займутся расчетами — государство им за это зарплату платит.
И не нужно нам рассказывать сказки, будто зарплаты снова уйдут «в тень». Во-первых, «теневые» доходы полностью никуда и не уходили. Во-вторых, за прошедшее десятилетие высокооплачиваемые граждане уже свыклись с необходимостью платить налоги, к тому же нужно как-то объяснять крупные приобретения. В-третьих, с введением плоской шкалы собираемость подоходного налога сразу вверх не рванула, а последовательно увеличивалась вместе с ростом зарплат по экономике в целом. Наконец, чем у нас, спрашивается, занимаются многочисленные налоговики, правоохранители и финансовые разведчики?
2. Ликвидация верхнего предела социального взносообложения (в 2012 г. — 512 тыс. рублей, в 2013 г. — 568 тыс. рублей годового дохода) с одновременным введением максимально возможного размера трудовой пенсии (варианты: 100% среднемесячного заработка, как в Норвегии, или 5 среднемесячных трудовых пенсий, определяемых в законе «О федеральном бюджете»). Насколько увеличатся пенсии? Пусть спецы из ПФР сами рассчитают, но мы сильно удивимся, если получится меньше 30–40%.
3. Восстановление налога на наследство, причем по прогрессивной шкале. Например, при стоимости имущества до 1–2 млн рублей (в этих пределах БТИ оценивает большинство московских квартир, столько же стоит подавляющая часть дачных участков или автомобилей) ставка налога будет минимальной. А все, что выше, — по нарастающей.
4. Увеличение ставки налогообложения дивидендов (в настоящее время 9%) до 35% — как при выигрыше в лотерею. Для кичащихся своей начитанностью правительственных и думских чинуш напомню слова Дж.М.Кейнса: «Обычно все согласны с тем, что игорные дома должны быть труднодоступным и дорогим удовольствием. Может быть, то же самое верно и в отношении фондовых бирж». Отсюда — пятое предложение.
5. Введение налога на прирост стоимости фондовых активов. Все граждане и организации, вкладывающие деньги в ценные бумаги, а эти «игроки» рассчитывают не на доход, как в банковских депозитах, а прежде всего на рост цены акций, должны уплачивать в случае прироста налог по ставке 35%. Исключение должен составлять финансовый результат от ценных бумаг, находящихся в собственности не менее одного года.
Деньги от этих налогов, за исключением социальных взносов, по действующему законодательству, поступают в региональные и местные бюджеты. Дорогие дармоедствующие бюрократы, введите еще одно «бюджетное правило» (вы ведь страсть как любите громкие термины!) — все дополнительные средства должны направляться исключительно на финансирование социальной сферы, в первую очередь на повышение зарплат рядовым российским бюджетникам.
Когда я здесь просто и понятно расписываю все это, прекрасно понимаю, что никто из вас, конечно, и палец о палец не ударит. Что ж, дело ваше, господа власть предержащие. Только когда вас жареный петух клюнет, пожалуйста, не жальтесь, будто вы не знали, что делать с диким имущественным расслоением российского общества.
mk.ru
25.10.12.