За что судят Хилала Мамедова, автора ролика «Ты кто такой? Давай до свидания»
Девятого января 2013 года состоялись предварительные слушания по делу Хилала Мамедова. Кто не помнит или не знает, это человек выложивший на YouTube видео «Ты кто такой? Давай, до свидания!»
Помимо развлечения интернет пользователей, этот человек еще и является весьма своеобразным журналистом, а также обвиняемым в шпионаже в пользу Ирана и разжигании межнациональной розни в Азербайджане. За эти заслуги грозят ему пятнадцатью-двадцатью годами лишения свободы.
Предварительное заседание было прервано и перенесено на десятое января. Но в ходе этого заседания было несколько примечательных моментов. Солировал на этом заседании адвокат Мамедова Халид Багиров.
Багиров в саркастичном стиле выказал свои сомнения в том, что Мамедов каким-либо образом причастен к шпионажу в пользу Ирана.
Во-первых, Багиров указал, что в Уголовном кодексе не имеется возможности привлечь по статье «шпионаж». По сути азербайджанский кодекс подразумевает «измену Родине» и «шпионаж» практически как одно и тоже без каких-либо разделений на категории.
А вот изменял ли родине Мамедов или был иранским шпионом – вопрос весьма сложный, по мнению адвоката. Он подчеркнул, что у следствия нет доказательств для подобного обвинения вообще. Адвокат Багиров призвал суд учесть отсутствие каких-либо хотя бы условных доказательств в пользу что первого, что второго обвинения. Адвокат подчеркнул, что обвинение в виде создания ролика «Ты кто такой? Давай, до свидания!» в качестве единственного аргумента, что его автор – шпион и изменник, кажется по-меньшей мере глупым.
Во вторых, Багиров отверг обвинения в сепаратизме, в котором так же подозревают Мамедова, в качестве одного из сподвижников Аликрам Гумбатова, в свое время объявившего “независимую Талыш-Муганскую Автономную Республику” – землю, являющуюся частью Азербайджана. В данном случае Багиров сообщил, что и по этому пункту никаких доказательств вины Мамедова следствие суду не предоставило.
Адвокат Багиров предложил в данном случае обратить внимание на психологическую нестабильность главного свидетеля в этом вопросе, страдающего «маниями величия и преследования» – бывшего ответственного секретаря газеты “Талыш садо” (редактором которой до заключения и был Хилал Мамедов) Эльмана Гулиева ( Мамедов не особо поддерживал эту идею), сомнения в показаниях которого в первую очередь вызывают скорее не его психической неуравновешенностью, а то давление, которое на него оказывалось – советую вспомнить случай с почившим в 2009 году Новрузали Мамедовым, арестованным за подобного рода преступления, что и Хилал Мамедов, в тот момент он издавал газету “Талыш садо” – во время суда над этим человеком Гулиев давал весьма различные по смыслу показания, причем эволюционировали они в пользу обвинения по мере увеличения продолжения содержания Гулиева в стенах тюрьмы.
Уже успевший прославиться своими проправительственными позициями судья Азер Оруджев отклонил несколько протестов прокурора Турала Юсифова, но, очевидно, что сделано это было лишь для поддержания видимости справедливости.
В свое время Оруджев осудил на большие сроки шестнадцать человек. Это было дело так называемых “карабахских партизан”. В решении суда тогда присутствовали очень странные формулировки – так можно сказать, что одной из главных причин тюремного заключения “карабахских партизан” стало их не получившее реального воплощения желание стать партизанами.
Можно напомнить и то, что Оруджев так же председательствовал на суде по делу журналиста Сакита Захидова. И как помнится, справедливостью этот суд тоже не отличался – не смотря на отсутствие каких-либо доказательств реальной вины Захидова – даже имел место быть случай с отсутствием отпечатков пальцев Захидова на пакете с наркотиками и присутствие там отпечатков полицейского Адиля Алекперова – Оруджев приговорил Захидова к лишению свободы.
Судья также отклонил ходатайство Багирова о проведении видеосъемки судебного процесса.
Далее стоит напомнить, что Мамедову так же инкриминируется обвинение в хранении наркотиков – утверждается, что у него было найдено около тридцати пяти грамм героина. Адвокат в данном случае прибег к напоминанию о том, что в прошлом Мамедов никогда не был замечен в употреблении наркотиков. И он указал на возможности недобросовестных действий со стороны правоохранительных органов.
Так, например, можно напомнить, что практически всем людям, которым в Азербайджане инкриминируются какие-либо политические преступления, так же приписывается статья за хранение или распространение наркотиков, что кажется несколько странным. Так было и с Новрузали Мамедовым, и с недавно упомянутым Сакитом Захидовым, и с многочисленными осужденными по делам Исламской партии Азербайджана, и со многими другими.«Human Rights Watch» считает это разбирательство, во-первых, нарушением прав человека, а во-вторых, наблюдают в этом деле так называемый «властный национализм» и «насильственную ассимиляцию».
Правозащитники утверждают, что Мамедов является талышом. Члены HRW утверждают, что вина вся Мамедова и состоит только в том, что он талыш, который выставил на всеобщее обозрение одно из народных достояний азербайджанского народа – мейхану – рифмованные импровизации под легкие звуки перкусии, этот вид азербайджанского искусства берет свое начало еще в пятнадцатом веке, если верить азербайджанским источникам.
В РФ этот ролик «Ты кто такой? Давай, до свидания!» получил распространение в юмористических интернет-шоу, таких как « This is Хорошо».
Источник: kavpolit.com
12.01.13.