Недавнее коммюнике G8 по сирийскому вопросу было триумфом Путина и победой «консенсуса на почве трусости», заявляет в своей статье в The Daily Beast оппозиционер Гарри Каспаров. «В документе нет клятвы избавиться от кровавого диктатора Башара Асада», — поясняет он. На взгляд автора, западные лидеры ради «лицемерной демонстрации единения» подписали текст, словно бы сочиненный в Кремле.
В последнее время звучит много неискренних уверений насчет мифических «общих интересов» Путина и Запада, продолжает Каспаров. На его взгляд, Путину полезно сохранять иллюзию, будто он стремится укрепить интеграцию с Европой и улучшить отношения с США. «И там, и там в последнее время предпринимаются шаги для введения санкций в отношении Кремля и путинских громил за нарушения прав человека и преступную деятельность. Путину нужно показать своим союзникам, что он еще в силах их защитить», — говорится в статье.
Однако Путин не пойдет на уступки Западу в том, что ему важно. По крайней мере, пока Запад не давит на него по-настоящему. «Самое свежее доказательство — странная история Эдварда Сноудена», — пишет Каспаров.
США требуют выдать Сноудена, но Путин заявляет, что разоблачитель формально находится вне российской юрисдикции. Каспаров комментирует: «Естественно, Путин считает, что у него есть юрисдикция для ввода танков в Грузию и военных в Сирию, а у критиков Кремля в Лондоне есть странная привычка умирать от руки убийц. Но московский аэропорт недостижим!». Теперь Путин пытается выжать из истории со Сноуденом максимум — привлечь к себе внимание и досадить другим.
Кремль предлагает подготовить и заключить российско-американское соглашение об экстрадиции. Каспаров комментирует: «Это стало бы сильным ударом по правам человека, и сама эта идея иллюстрирует, как опасно обращаться с авторитарным государством словно с демократической страной». Путин воспользуется соглашением для гонений на безвинных россиян — мятежных бизнесменов, непокорных чиновников и оппозиционеров.
Абсурдная история вокруг Сноудена — типичный для Путина прием «и волки сыты, и овцы целы», считает автор. Путин «создал впечатление крутого парня, бросив вызов Обаме по вопросу, который самого Путина совершенно не волнует, но одновременно прикидывается, что рьяно ведет сотрудничество», — говорится в статье.
Возвращаясь к Сирии, Каспаров проводит параллели с гражданской войной 1936-1939 годов в Испании. На его взгляд, той войне можно было вскоре положить конец, но Франция и Британия, не желая ссориться с Германией, трусливо предпочли политику невмешательства. «Конечно, Германия и Италия все равно снабжали испанских фашистов. Путинская Россия охотно берет на себя роль гитлеровской Германии в этой кровавой «реконструкции» в Сирии, а Иран и «Хизбалла» выступают в роли итальянцев», — говорится в статье.
На Западе многие опасаются, что, вооружив сирийских повстанцев, приведут к власти «Аль-Каиду». Каспаров возражает: «Если отказывать повстанцам в поддержке, вероятность такого исхода только возрастет. Если главной опорой повстанцев остаются саудовцы, не удивляйтесь, когда «Аль-Каида» выиграет больше всех».
В заключение Каспаров саркастически предлагает провести переговоры сторон сирийского конфликта 29 сентября в Мюнхене, ровно через 75 лет после «позорного задабривания» — Мюнхенского соглашения, которое позволило Германии аннексировать территорию Чехословакии.