Все три стороны геополитического конфликта вели себя иррационально. Кроме тех, кто вышел на улицы Киева.
Самое интересное для меня в Евромайдане — разница между Украиной и Россией.
Выяснилось, что в 3-миллионном городе Киеве миллион людей способен выйти на улицу, если он чувствует себя оскорбленным решением президента. А в 14-миллионной Москве количество протестующих в самые жаркие декабрьские протесты измерялось, дай бог, 100 тысячами.
В чем причина этой разницы? Я думаю, в нефти.
В четырнадцатимиллионной Москве 100% населения так или иначе живет на доходы от нефти. Эта нефть просачивается продуктовыми наборами в квартиры пенсионеров, голосующих за «Единую Россию», в дополнительные выплаты полицейским; она кормит десятки тысяч персональных шоферов, которые возят чиновников и проникаются психологией челяди, чиновников, членов их семей; она булькает в дорогих ресторанах и даже в кафе для middle class, где менеджеры и сисадмины тратят деньги, выделенные, в конечном итоге, с барского нефтяного плеча; и — конечно, миллион гастарбайтеров, работающий вместо миллиона москвичей, который взамен живет на халяву, — это тоже нефть. Нефть — это pecking order. И пусть вас не смущают скудные размеры халявы. Чем меньше подачки тем, кто в самом низу, тем больше их благодарность и жажда отождествиться на выборах с теми, кто эти подачки раздает.
В Украине нефти нет. Три миллиона жителей Киева зарабатывают то, что зарабатывают. В результате у них исчезает чувство благодарной социальной иерархии и порядка правильного клевания. Янукович для них — просто одна из причин бардака, благодаря которой средний киевлянин бьется как рыба об лед и не может нормально заработать.
В полном соответствии с законами диалектики количество переходит в качество. Миллион протестующих и сто тысяч — это та разница, которая делает режим из легитимного — нелегитимным. Которая заставляет даже ближайших соратников Януковича подавать в отставку, а депутатов Партии регионов — покидать партию. Не потому, что они любят народ, а потому, что не хотят служить проигравшему. А Янукович, думаю, проиграл.
Скорее всего, он удержит власть сейчас (в конце концов, он легитимно избранный президент), но он: а) проиграет в 2015 году и б) после попытки удержать власть окажется за решеткой.
Я предсказываю, что он проиграет, на том простом основании, что даже до Евромайдана рейтинги давали ему, при выходе во второй тур, 19%, а Кличко — 36% голосов. Я предсказываю, что он попытается удержать власть, на том простом основании, что в рамках неевропейской парадигмы, которую он сам выбрал, президент, проигравший выборы, — садится. То есть, попытавшись в 2015-м отменить результаты выборов, Янукович ничего не потеряет.
В остальном же история с евроинтеграцией Украины примечательна тем, что все три стороны, которые в ней участвовали, а именно Евросоюз, Путин и Янукович, демонстрировали абсолютно иррациональное поведение.
Евросоюз демонстрировал иррациональное поведение потому, что готов был ассоциировать Украину любой ценой и даже, в конце концов, снял требование об освобождении Тимошенко. Украина что, маслом намазана? Это страна с полуавторитарным лидером и разоренной экономикой. Это 46 млн нищих украинцев, многие из которых ездят на заработки в Россию, а при отмене виз (что при евроинтеграции рано или поздно случится) хлынут в Европу, как румынские цыгане или ливийские беженцы. Вопрос: зачем Европе нужна Украина? Ответ: затем же, зачем Греция. Чиновникам Евросоюза, особенно в кризис, важно расширение любой ценой.
Путин демонстрировал иррациональное поведение, потому что он так понимает геополитику. Россия — коррумпированная страна с убитой экономикой и африканским уровнем преступности и смертности, но Путину даже в голову не приходит это как-то регулировать. Он искренне считает, что главной заботой правителя является укрепление престижа страны, под которым он понимает безумные деньги на Олимпиаду, покупку голосов всяческих Науру при проведении Экспо-2020, а также политическое уничтожение любой ценой любого правителя стран СНГ, на которого Путин обиделся.
Сложнее всего, конечно, понять поведение Януковича. У меня тут только две версии. Одна исходит из того, что на встрече Януковича с Путиным Януковичу пообещали, допустим, миллиард, и Янукович подумал: выборы в 15-м году я все равно не выиграю, лучше взять миллиард и убежать.
Вторая версия заключается в том, что власть сносит крышу, абсолютная власть сносит крышу абсолютно, и Янукович искренне верит, что выборы в 2015-м он может выиграть. Тогда ему сказали что-то вроде: «Слышь, паря, посмотри на Саакашвили и Ющенко. Все люди, которые идут против Путина, превращаются в политическое ничто. Хочешь?» И поскольку люди, которые это говорили, не представляли себе, что может быть Евромайдан, то Янукович тоже не мог себе это представить.
В любом случае можно быть уверенными в одном. Ни одна из договаривающихся сторон — ни Янукович, ни Путин — ни секунды не думали об экономике собственных стран. Янукович думал только о власти (или власти и бабках), а Путин — о геополитике, как он ее понимает.
Источник: www.novayagazeta.ru
05.12.13.