Главная » Все Новости » События » Побоище — последний шанс власти

Побоище — последний шанс власти

Столкновения в Киеве — это не начало гражданской войны в Украине, а пик войны граждан с режимом

В воскресенье 100 тысяч собравшихся на Вече просили у оппозиции: «Ли-де-ра!» Не единого кандидата в президенты, а именно человека, который реально, разумно и, главное, ответственно возглавит и направит дальнейший протест. Потому что настроение слушать речи, петь, танцевать и молиться на Майдане прошло.

— У нас есть один лидер — украинский народ! — от имени коллег сделал ответный пас Арсений Яценюк. Его слова накрыл отчетливый свист…

Похоже, ни сам руководитель «Батьківщини», ни Виталий Кличко в шапке с ушами, по-боевому завязанными назад, ни Олег Тягнибок в оранжевой каске строителя (вызов режиму: за каску и маску на митинге по новым законам могут дать 15 суток!) не уловили с руководящей высоты изменений, которые произошли внизу. И напрасно. Да, киевляне тоже живо отреагировали на «законы о диктатуре», принятые в Раде провластным большинством. Кастрюли и дуршлаги, нередко — в веночках и лентах, увенчали головы многих митингующих. Но в разговорах прилива оптимизма не наблюдалось.

— Да эти, — кивок в сторону сцены, — просто торгуются с Януковичем! Вот опять, вы слышите или нет?! «Соберем фракции, выдвинем президенту требования… Сегодня никаких акций — праздник, Крещение Господне, а 22 января, в День соборности, пойдем маршем к администрации…» — мужчина с рюкзаком, одетый по-походному, ищет во мне союзницу по негодованию. — Нет уже времени в запасе, Украина — полицейское государство! Пересажают поодиночке! А эти, — опять кивок в сторону сцены, — успеют смыться за границу, им-то что…

Тем временем Яценюк предлагает собравшимся тоже простым поднятием рук — по примеру депутатов! — проголосовать за создание то ли народной Рады, то ли народного правительства. Объявляет итог: «Единогласно!» Жидкие аплодисменты. Игровая нота звучит фальшиво.

— …Сказал Кличко, что произошел государственный переворот? Так сразу, на месте, в парламенте, арестуй на хрен «гэкачепистов», Виталя, президент ты недоделанный! Прошу прощения за кривое слово, — присоединяется к нашей беседе пожилой пан с самодельным плакатом: «Зека — геть!» — Нет, меж собой, среди своих треба шукать атамана! Одні зрадники кругом!

Еще до Нового года подобные высказывания на Евромайдане заклеймили бы как провокацию…

Как стало известно корреспонденту «Новой газеты», накануне ночью оппозиционную «тройку» потребовали к себе на разговор сотники Майдана (сотники — командиры отрядов самообороны, в большинстве своем либо бывшие «афганцы», либо ветераны спецназа, давно объединившиеся в общественную организацию «Никто, кроме нас», то есть люди, знающие, что такое дисциплина и боеготовность). И поставили ультиматум.

На сцену политиков пропустят лишь в том случае, если те договорятся о едином «командире» и немедленном плане действий. Перспектива жить в палатках до марта 2015 года, до очередных президентских выборов, даже если телекартинка терпеливого и толерантного народа Украины радует глаз друзей в Европе, — нереальна. Все труднее поддерживать дисциплину, заметно нервное истощение. К тому же политтехнологи Януковича придумали сильный ход: теперь баррикады периодически атакует не «Беркут», а разгневанные группы киевлянок, кричащих: «Загадили Киев! Убирайтесь в свою Галичину!»

В «трубе» с трубой

Тем временем в подземном переходе под площадью Независимости (с незапамятных пор киевляне называют его «трубой») стояли в шеренгах по двое молодые люди, чья экипировка и намерения не выглядели двусмысленными. Камуфляж, шлемы, «балаклавы», наколенники, биты — у одних. Платки, шарфы на лицах, противогазы на поясе, армейские ботинки (несколько парней по очереди доводили обувь щеткой до черного блеска), обрезки арматуры и труб, выглядывающие из рюкзаков, — у других. «Правый сектор»… «Украинский молодежный националистический союз»… «Просто патриот»… — так они представлялись. Пили чай с лимоном из пластиковых стаканчиков. Показывали, что презирают взрослых трепачей наверху. Демонстративно были на виду. Как то классическое ружье, которое непременно выстрелит.

А в соседнем ответвлении «трубы», прямо у входа в метро, звенел бубен, ухал барабан, заливалась гармошка — колядники поздравляли прохожих. И дежурный милиционер в вестибюле заигрывал с дежурной у турникетов. Народ, сворачивая флаги и плакаты, понемногу расходился по домам. Молодежь засела в кофейнях торгового центра «Глобус» — обсудить Вече. Поэтому первые гулкие хлопки почти никто не услышал. Да и на Майдане началась традиционная культурно-развлекательная программа.

Что произошло? Часть актива Автомайдана (они на митинге объявили, что сотня заправленных машин готова к марш-броску) решила по собственной инициативе блокировать «символ зла» — пустое по причине парламентских каникул здание Верховной рады на улице Грушевского. Другая часть — не смогла ее удержать. За машинами ринулись несколько тысяч человек. И уткнулись в преграду буквально сразу на подъеме, возле стадиона имени Лобановского. Подходы к правительственному кварталу с самого начала протестных акций перекрыли грузовиками и милицейскими автобусами, их охраняли солдаты Внутренних войск и «Беркут».

Ночь независимости

— Не подходить ближе трех метров к сотрудникам милиции! — голос из мегафона надрывается впустую.

По щитам, которыми прикрылась милиция, загрохотали камни, их бросали те, кто оказался в первых рядах (на головах — оранжевые каски). Вторые ряды разбивают кольями брусчатку на тротуаре у склона Мариинского парка, переносят булыжники в мешках и на брезенте, бегом. Дальше располагаются сочувствующие, те, кто пока лично не лезет в схватку. Но постепенно приходит к необходимости включиться:

— Точно, молодцы, хватит терпеть! Вот сейчас реально Украина независимость завоевывает — от Януковича, от его банды! Всех не пересажают!..

Наблюдателей больше в разы. Каждый передает по мобилке родным или друзьям собственный репортаж из горячей точки. По идее сил правоохранителей достаточно для того, чтобы смять атакующих, а заодно и зевак, для острастки. Но откуда-то возникает уверенность: власть приказа не отдаст. Понаблюдает за оппозицией: кто чего стоит в «час пик». И попытается раздуть миф о том, что на Украину надвигается гражданская война. Нужен ли Европе и миру такой очаг нестабильности? Нужны ли политики, оказавшиеся опасными авантюристами?

На самом деле, побоище — последний шанс власти. С какой стороны к Майдану ни подбирались — ни грабежей за ним, ни битых витрин, ни изнасилований в палатках, ни конфликтов на почве межнациональной розни. Так пусть хотя бы национал-радикалы пустят кровь мальчишек-вэвэшников, чтобы у Донбасса и Крыма появилась готовность нанести ответный удар за детей!

— Где депутаты? Позовите же сюда депутатов!

Депутатов по-прежнему не видно.

Вспышка, грохот: в ответ из-за милицейской цепи летят светошумовые гранаты. Белые клубы обтекают профиль Валерия Лобановского на арке входа на стадион и поднимаются в небо. Рядом сияет огромный лайт-бокс: «Горящие туры».

— С дороги! — кричат так, что попробуй не уступи. На штурм несется «Правый сектор». Накануне в соцсетях они разместили послание к женщинам и людям пожилого возраста, а также излишне чувствительным гражданам: когда начнется — не путаться под ногами! И не пытаться выступать в роли миротворцев, когда они станут «рвать псов режима». Иначе предатели будут приравнены к «псам» и получат по законам революционного времени. Взрывы и вспышки становятся частыми, в дело пошел «коктейль Молотова».

Жжет глаза и щиплет горло — снова пустили перечный газ. Его концентрация все выше.

— Присядь! — кто-то дергает меня за рукав куртки. — Газ поверху плывет!

Тут же находится мандарин, который мне любезно чистят и давят сок прямо на платок: мол, промокнешь — и снимет резь. Ни фига не снимает, но, сидя на корточках, глаза тру с благодарностью.

Только сейчас понимаю, что народ вокруг прекрасно экипирован под ситуацию: шлемы, противогазы, респираторы, медицинские маски на худой конец. Основная масса — молодежь, но людей в возрасте тоже хватает. Никто не рискует вслух назвать происходящее провокацией, хотя многие сокрушаются: теперь, мол, «зачистка» Майдана неизбежна. Дали повод. Кончился мирный протест.


Фото: Евгений ФЕЛЬДМАН — «Новая»

Не наш план

Площадь у стадиона невелика, но на ней умещаются фронт и тыл. Появляется вода в бутылках, ею полощут рты и умываются, прежде чем снова броситься на штурм. Девчонки в красных костюмах медсестер бинтуют окровавленную ногу пожилому человеку, он в это время раздраженно отвечает по телефону — похоже, домашним: «Да, еще на Вече! Так выключи телевизор, если все знаешь!» Машины автомайдановцев стоят тут же, посреди разрастающейся толпы. На них пострадавших отвозят в больницы.

Почти одновременно раздается голос депутата от «Батькiвщины» Владимира Яворивского, усиленный мегафоном, и вопль: «Беркутня» горит!» Языки пламени пляшут над милицейским автобусом — к счастью, он пуст. Яворивский умоляет всех отойти: если рванет бак, будет беда! Его не слышат, как не слышат и коменданта Майдана Андрея Парубия. На истерику — адресат неясен — срывается депутат Олег Ляшко: «Суки, вам этого не простят!..»

Почему-то не видно и не слышно Олега Тягнибока. Яценюк взволнован и возмущен: «Я осуждаю насилие, что произошло на улице Грушевского. Это не наш план! Наш план мы утвердили тут, на Вече. Мы просим не поддаваться на провокации!» Но говорит он со сцены Майдана, на поле боя к стадиону не идет.

А здесь по-прежнему несколько депутатов умоляют нападающих не бить милицию и солдат, поскольку уже есть пострадавшие, потом молят милицию не бросать гранаты, потому что тоже много раненых, и вообще переходить на сторону народа. Нулевой эффект. Автобус пылает. Яворивский делает объявление, веря, что оно погасит египетские страсти:

— Мне только что сообщили: американцы ввели персональные санкции против Захарченко!

Кажется, это ложь во спасение: министр внутренних дел Украины, которого Майдан называет одним из главных своих врагов, вряд ли настолько известен конгрессменам.

— Ура! — ликуют ряды и еще ожесточеннее бросаются крушить и жечь оставшиеся автобусы, не обращая внимания на Кличко, который пытается встать между нападающими и солдатами Внутренних войск. И получает вместе с матом заряд из порошкового огнетушителя в лицо… Непонятно, что Виталию труднее: не врезать обидчикам или продолжать общение с ними на украинском языке.


Фото: Евгений ФЕЛЬДМАН — «Новая»

Граждан снова зовут на Майдан

Кличко решает обратиться непосредственно к Януковичу, пока заочно, с помощью электронных СМИ. (Среди журналистов полно пострадавших: есть подозрение, что «Беркут» прицельно бросает светошумовые гранаты в точку их скопления.)

— Виктор Янукович, вы воюете с собственным народом! Прекратите эскалацию конфликта! Выходом из этой страшной ситуации может стать только полная смена власти, досрочные президентские и парламентские выборы…

— Какие, б…, выборы? Революция! — непочтительно орет толпа вчерашнему кумиру. Кличко продолжает:

— Найдите в себе мужество, не повторяйте путь Чаушеску и Каддафи!

Параллель нравится. Виталию позволяют закончить речь. Он говорит, что немедленно едет к президенту в Межигорье и вернется оттуда с победой. Через несколько часов Кличко отчитывается: встреча прошла тет-а-тет. По его мнению, после предупреждения — «У нас возможен силовой сценарий, я не исключаю гражданской войны, нужно сделать все, чтобы не допустить кровопролития» — Янукович выглядел «встревоженно». Но конкретно пообещал лишь создать комиссию для переговоров с оппозицией… Эксперты уже успели скептически отреагировать на такое достижение. Президент, по их мнению, предпочтет разговор лишь с позиции силы. Он покажет, что ввел диктатуру: не на словах, а на деле.

…На помощь радикалам, не прекращавшим набегами штурмовать кордон милиции и Внутренних войск, подтянулись бойцы отрядов самообороны Майдана.

Столкновение поднялось на новый уровень. Теперь чаще всего увозили травмированных резиновыми пулями. Как только пытались устроить прорыв, «короткими очередями» били водометы. Это при -10 градусах мороза.

Зато слухи о БТРах, ползущих сюда со стороны Петровской аллеи, делали штурмы только более отчаянными, обреченными и злыми. Уже не к Раде пробивались, а просто не видели для себя пути к отступлению.

Людей к рассвету стало меньше. Но по-прежнему было кому перевязывать раненых и подавать остатки камней из развороченной мостовой…

По последней информации, которую озвучил гражданский активист Зорян Шкиряк, власть свезла в столицу спецназ со всей страны — 15 тысяч бойцов. Они размещены в правительственном квартале: в домах, помещениях школ, детсадов, даже в парламентских комитетах. Кабмин заслоняют собой автобусы с «Беркутом» и 20 единиц военной техники. В кольцо милиции взята Рада, подкрепление прогуливается по аллеям Мариинского парка.

Это и есть фундамент для переговоров.

Фото: Евгений ФЕЛЬДМАН — «Новая»

Источник: www.novayagazeta.ru

20.01.14.