«Главы международных спортивных организаций такие, как Йозеф Блаттер, заслуживают благодарности. Если кто-то достоин Нобелевской премии мира, но именно они», — сказал швейцарскому телевидению президент России Владимир Путин. Он не уточнил, в какой сфере хотел бы наградить руководителя ФИФА, а возможностей здесь масса.
79-летний швейцарец заслужил Нобелевскую премию по химии, потому что такой «химии», как в футбольной семье нет даже в сицилийской мафии. Функционеры ФИФА сравнивают отца современного футбола с Христом, Манделой, Моисеем, Линкольном, Черчиллем, а он заботится даже о дальних родственниках своих подчиненных.
Сын генерального секретаря ФИФА Жерома Вальке (Jérôme Valcke) занимался координацией подготовки бразильского чемпионата, а сейчас работает в местной федерации. Джек Уорнер (Jack Warner), который много лет был заместителем Блаттера, привел в бизнес всю семью.
Один его сын нелегально продавал билеты на чемпионаты мира, второй брал взятки у катарцев, чтобы отец поддержал их во время выбора хозяина турнира 2022 года. Филипп Блаттер, племянник, управляет компанией Infront, которая торгует стоящими миллиарды долларов телевизионными правами на трансляцию чемпионатов.
Глава ФИФА мог бы также претендовать на Нобелевскую премию по экономике, так как он «монетизировал» все, что было возможно. Когда в 1998 году он впервые баллотировался на пост президента, в ночь перед голосованием в двери 18 глав африканских союзов постучали таинственные посланники и вручили каждому конверт со 100 000 долларов. Лишь бы они проголосовали за Блаттера. За поддержку при выборе хозяина чемпионата кандидатам приходилось порой платить до полутора миллионов долларов (Катар), а порой расплачиваться произведениями искусства (Россия) или гранатометами (Германия). Парагваец Николас Леос (Nicolás Leoz) хотел продать голос британцам за аристократический титул.
У Блаттера есть заслуги и перед литературой: нет другого такого главы спортивной федерации, который бы принес столько вдохновения писателям. Без него на книжных полках не появилось бы таких произведений, как «ФИФА — мафия», «Все, что вы должны знать о коррупционном скандале в ФИФА: чемпионат мира денег», «Фол! Секретный мир ФИФА: взятки, купленные голоса, билетные скандалы», «Грязная игра: как Катар купил чемпионат мира» или «Афера: футбол и организованная преступность».
Шутки шутками, но Блаттер на самом деле мечтает о Нобелевской премии мира. Официально он об этом не говорит, но ведет в этом направлении активную закулисную деятельность. Более того: он готов заплатить любую цену. Во время ноябрьской встречи с главой Нобелевского института Блаттер, как говорят, разнес в пух и прах катарцев, которым продал чемпионат 2022 года. Как писал Der Spiegel, он называл их нахалами, которые воображают, что все продается за деньги, обвинял в поддержке исламских террористов и обещал, что турнира в Катаре не будет. Да, тот самый Блаттер, которые публично назвал журналистские расследования коррупции при выборе хозяина чемпионата 2022 года проявлением расизма.
Он так хочет получить премию, что ФИФА совместно с Нобелевским комитетом организовало акцию Handshake for Peace — «Рукопожатие во имя мира». Рукопожатия футболистов перед матчами были призваны нести идею «единства в мире, солидарности и духа fair play». ФИФА взамен за сотрудничество внесла на счет Комитета 800 000 евро. Когда американцы и швейцарцы начали расследование фактов коррупции в федерации, норвежцы быстро расторгли договор.
Но Блаттер не успокоится. Он завоевал репутацию человека, который каждый день придумывает 50 идей, из которых 51 — плохая. Но сейчас он забил автогол года. Неужели он считает, что поддержка Путина, чьи танки вторглись на Украину, приблизит его к награде, которую получали Мать Тереза и Нельсон Мандела?