Для Али Чаринского сирийский президент Башар аль-Асад — «смертельный враг всех верующих». Поэтому живущий в Москве исламский активист Чаринский с ужасом наблюдает за тем, как самолеты его собственной страны сбрасывают бомбы на повстанцев, противостоящих сегодня Асаду.
«Мусульмане в нашей стране знают, что Асад убил 250 тысяч своих соотечественников, — говорит он. — Видя, как Россия поддерживает этого убийцу, они приходят в ярость».
Чаринский, возглавляющий группу давления «За права мусульман», не одинок. Российские социальные сети ощетинились критикой по поводу авиаударов Москвы в Сирии, которые президент Владимир Путин начал 30 сентября, и которые с тех пор усилились.
В этом возмущении есть конфессиональный аспект. «Мне, сунниту, больно смотреть на то, как глава государства, где проживает 20 миллионов мусульман, главным образом суннитов, поддерживает алавита и шиита Асада, безжалостного убийцу женщин и детей», — заявил в социальной сети Facebook активист Шамиль, живущий в северокавказской республике Дагестан и попросивший не называть его настоящее имя.
Российские мусульмане пока еще не выходят на демонстрации протеста, и вряд ли сделают это в стране, где публичное выражение несогласия стало редкостью. Однако аналитиков беспокоят последствия, если кампания затянется. Существует угроза обратной вспышки«, — говорит эксперт по Кавказу из Московского центра Карнеги Алексей Малашенко.
В прошлое воскресенье сотрудники российского контртеррористического ведомства провели обыск в московской квартире и арестовали несколько человек, которые предположительно готовили теракт в столице. Официальные лица заявили, что это россияне, прошедшие подготовку в Сирии в рядах ИГИЛ. Правда, проверить эти утверждения невозможно — а они могли иметь целью укрепить общественную поддержку авиационной кампании.
В России 16,5 миллиона граждан мусульманской веры, что составляет 11% населения страны. А еще там живут 4 миллиона мусульман-мигрантов с Кавказа и из Центральной Азии. Многие из них — узбеки и киргизы, работающие на стройках. Отношения между православными руководителями этой страны и ее мусульманским меньшинством всегда были натянутыми. В XIX веке мусульманские повстанцы на Северном Кавказе объявили священную войну газават и создали Северо-Кавказский имамат — правда, к 1859 году восстание было подавлено.
Вражда вспыхнула с новой силой после распада Советского Союза, когда Чечня попыталась вырваться из-под российского правления. Началась война за отделение, унесшая тысячи жизней. В 1990-е годы этот регион стал рассадником исламского радикализма, пока в ходе второй войны, развязанной Путиным, его не вернули обратно под власть России. Тем не менее, на Северном Кавказе сохраняется религиозное насилие низкой интенсивности и нестабильность.
Пока мусульманские лидеры сплоченно поддерживают действия Кремля в Сирии. «Мы призываем наш народ не политизировать ситуацию и поддержать президента в его борьбе с международным терроризмом», — заявил первый заместитель председателя Совета муфтиев России Рушан Аббясов, давая интервью в новой центральной мечети Москвы.
Проректор Московского исламского университета Раис Измайлов говорит, что российские мусульмане в целом поддерживают правительство Асада, что отчасти объясняется их страхом перед альтернативами. «Я боюсь, что если к власти придет „Джабхат ан-Нусра“ или ИГИЛ, начнется геноцид против алвавитов», — говорит он. Измайлов приводит слова великого теолога XIV века Ибн Таймии (Ibn Taymiyyah), который сказал: «Лучше столетие тирании, чем один день хаоса».
Но поддержка действий России — это опасный путь. Хотя российские самолеты должны уничтожать ИГИЛ, они наносят бомбовые удары по тем районам, где эта группировка не действует вообще или действует очень слабо. Основные потери от бомбардировок несут умеренные повстанцы, пользующиеся поддержкой США и стран Персидского залива.
Давая в воскресенье интервью на российском телевидении, президент выпустил кота из мешка, заявив, что истинной целью воздушной кампании Москвы является «поддержка законного правительства» Асада.
«Невозможно оправдать стремление встать на сторону одного из участников этой гражданской войны», — заявил Би-Би-Си мусульманский лидер муфтий Нафигулла Широв (так в тексте, скорее, речь идет о Нафигулле Аширове, председателе Духовного управления мусульман азиатской части России — прим. пер.), который открыто критикует действия Путина.
Свой сирийский гамбит Путин начал в момент, когда привлекательность ИГИЛ среди радикально настроенных российских мусульман усиливается. По оценкам российского Министерства иностранных дел, среди джихадистов в Сирии 2 400 русскоязычных боевиков.
Между тем, пуританские движения типа салафизма пустили корни на Северном Кавказе, а их пропагандой занимаются молодые люди, изучавшие богословие на Ближнем Востоке, а затем вернувшиеся домой, чтобы распространять эти идеи.
«Есть довольно много мусульман, проявляющих симпатии к ИГИЛ, прислушивающихся к его призывам, к требованиям социальной справедливости и поддерживающих его противодействие западным ценностям», — говорит Малашенко.
Именно сочувствующие ИГИЛ из числа российских мусульман больше всех возмущены военной интервенцией Москвы в Сирии, говорят эксперты. Но недовольство проявляют даже те, у кого нет ничего общего с джихадистами. Кое-кто хранит в памяти воспоминания о прежних военных действиях России в мусульманском мире.
«Мусульмане на Северном Кавказе помнят первую и вторую чеченские войны, — говорит Григорий Шведов, работающий главным редактором информационного вебсайта „Кавказский узел“. — Кое-кто из них на себе испытал удары российской авиации и знает, что это такое».
Среди них — чеченский программист Ахмет, который живет в Москве. Он попросил не называть его настоящее имя. «Действия России в Сирии — это продолжение ее кровавой внешней политики, — говорит он. — Я сам пережил две войны и очень хорошо знаю, какие методы использует эта страна».
«Диктатура Асада — это близнец российской диктатуры, — продолжает Ахмет. — Путин не может не поддерживать его».