Из записок Дюма и его «кавказских повестей» западноевропейский и американский читатель много узнал о горцах, об их доблести и бесстрашии, о романтике страны гор.
Западноевропейская литература долго черпала материалы о горцах Чечни из произведений Дюма и его переводов Бестужева-Марлинского, Лермонтова.
Сам Дюма любил показывать своим гостям множество подарков, привезенных из кавказской поездки: кинжалы, бурки, посуду, чеканку и т.д.
При этом, по воспоминаниям, Дюма действительно старался не остаться в долгу и отдаривался чем мог. Так, он раздарил в Червленной свой парижский несессер (набор из различных предметов туалета), ряд украшений, какие-то французские сувениры.
Известный коллекционер из Тамбова Николай Никифоров, собравший значительную и по-своему уникальную коллекцию предметов, принадлежащих отечественным и зарубежным писателям, рассказывал, что среди антикваров и собирателей раритетов известны различные вещи Дюма, которые он дарил во время своей поездки по России и Кавказу.
Бытует также легенда о том, что свое кольцо с большим бриллиантом Дюма подарил одной красавице из станицы Червленной. Коллекционеры в конце девятнадцатого века активно охотились за этим кольцом (известный собиратель Алексей Леонтьев даже специально выезжал из-за этого в Грозный), но безрезультатно. А. Леонтьеву сообщили, что, по слухам, кольцо Дюма находится в горах, в Ведено, и что там якобы его многие видели. Но Леонтьев в Ведено не поехал, вернулся в Москву.
Существует много легенд о пребывании Дюма в Чечне. Одну из них, пожалуй, наиболее любопытную, стоит вспомнить.
Утверждения Дюма о красоте жительниц станицы Червленной имели под собой основу. При въезде в Червленную французов и их спутников встретили традиционным хлебом-солью. Подносила его известная красавица Ульяна, дочка одного из самых уважаемых казаков. Красота девушки произвела сильное впечатление на Дюма. Он настоял на знакомстве с Ульяной и попросил включить в число лиц, которые во время его пребывания все время были рядом с ним, — отца и брата Ульяны.
В результате за те несколько дней, который писатель гостил в Червленной, ему удалось так очаровать девушку, что она сбежала из дому и уехала с ним в Темир-хан-Шуру.
В воспоминаниях одного из офицеров Нижегородского драгунского полка ( встреча с нижегородскими драгунами произошла именно на пути к Червленной к Темир-хан-Шуре — ныне город Буйнакск) упоминается мельком, что французский гость в своей свите возил русскую красавицу.
Родственники Ульяны — отец и братья — догнали Дюма только в Дербенте. И там буквально отбили девушку от эскорта, который сопровождал знатного путешественника. При этом сама Ульяна решительно не хотела возвращаться в отчий дом, и Дюма, обещавший увезти ее в Париж, ни за что не желал отпускать девушку. Но победила воля отца. На прощанье писатель подарил Ульяне свой перстень с бриллиантом.
Данный эпизод как-то выпал из поля зрения исследователей биографии Дюма. Этому есть, пожалуй, две причины. Первая: поездка Дюма была так перенасыщена различными «инсценировками» и розыгрышами (которые, как уже говорилось, специально устраивались «режиссерами» из III отделения), что этой лирической сцене не придавали никакого значения. А во-вторых, (и это, может быть, наиболее верное объяснение) говорили, будто отец Ульяны взял с Дюма слово, что он «чести девицы поносить не будет», то есть не станет в дальнейшем писать об Ульяне.
Вернувшись в родную станицу, Ульяна вела жизнь замкнуто. Когда выяснилось, что у нее будет ребенок, ее отправили в крепость Ведено, где жили родичи матери.
Но, видимо, свободолюбивая натура не вынесла презрительного отношения веденских родственников: Ульяна сбежала в горы. В одном из горных чеченских аулов она нашла убежище и осталась там жить. В 1859 году у нее родилась дочь, которую нарекли в честь отца — Александрой. Чеченцы звали девочку Саной. Ульяна приняла мусульманство и стала женой одного из местных жителей.
Девушка Сана в 1877 году вышла замуж за чеченца (который принял участие в восстании Алибека-хаджи) и, после подавления восстания, вместе с мужем уехала в Россию. Есть ряд косвенных свидетельств, что они поселились в Тамбовской губернии, где жили их родственники-чеченцы, высланные туда еще по делу Шамиля.
Дочь Дюма стала матерью трех сыновей. Двое из них — им было уже по тридцать — погибли в боях с повстанцами Антонова там же на Тамбовщине. (Сейчас ведется поиск чеченцев, которые участвовали в боях с антоновцами, — может быть, это подскажет направление дальнейших исследований. — С.Ш.).
Третий — Дмитрий, родился в 1880 или 1885 году. Во всяком случае, когда он в 1937-1938 г.г. (в 1940 или 1941 г.г.?) приезжал в Грозный, ему было около шестидесяти. Дмитрий охотно рассказывал всем, что он единственный из оставшихся в живых внуков Дюма, демонстрировал как доказательство редкое по красоте кольцо с бриллиантом. Он встречался со многими стариками, писателями, обсуждал вопросы переезда своей семьи в Чечню, на землю отцов. Говорил, что у него две дочери. Видимо, война и выселение чеченцев помешали его планам.
(Отрывок из книги С. Шерипова «Александр Дюма-отец в Чечено-Ингушетии», Грозный, 1981г.)
Chechenews.com
31.10.15.