Мой бывший коллега Павел был родом из Екатеринбурга. Он уже давно жил в Чехии, прекрасно говорил по-чешски и к тому же был дружелюбным и разговорчивым. В перерывах мы часто болтали обо всем, включая Россию. «Павел, а ты знаешь те анекдоты, которые рассказывались о русских и России? Как там постоянно пьют водку и прочее?» — «Да-да, знаю… Понимаешь, кое-где в России все так и есть, как в тех анекдотах… А кое-где и того хуже!» — рассказывал он мне и смеялся.
«Ты, Павел, из Екатеринбурга… А как там?» — «Ну это такой город у подножия гор… Азия, но на выходные мы всегда ездили на дачу в Европу, около часа на машине». — «А есть ли там какая-нибудь промышленность?» — «Ну, конечно! Там есть «Уралмаш», где производятся танки. Еще есть «Уральский вагоностроительный завод», и там тоже делают танки… Но в России так во всем. Как ты думаешь, что производит «Уральский тракторный завод»? Танки! А «Первоуральский новотрубный»?..» — «Тоже танки?» — «Конечно!»
Так мы болтали в перерывах, и всегда, когда Павел начинал: «А в России…» — это означало, что последует какая-нибудь очень странная история. Однажды я поделился с ним одним парадоксом. По книгам, фильмам и истории русские кажутся мне народом, прошедшим через тяжелые испытания, сплошные трагедии, вымирание, драмы, народом, на который посягали всякие негодяи. Но одновременно создается впечатление, что в той же стране живет и другой народ — «эти русские», которые куда ни влезут, все оккупируют, которые постоянно одержимы имперскими амбициями, хотят только покорять и куда-нибудь отправлять войска… Павел поднял глаза к небу и сказал: «Так и есть! Каждый из нас — русский, а вместе мы „эти русские»!»
Наверное, вам это знакомо: вы читаете русскую классику, слушаете русские песни и чувствуете во всем этом несчастье, боль и в то же время тихое смирение и преданность. А потом обратитесь к истории СССР — нецензурированной, в которой есть и лагеря, и НКВД, и звонки в четыре утра, и люди, пропадающие с фотографий, и отправка в Сибирь в вагонах для скота, и Сталин, который вывозил миллионы тонн зерна из Украины, в то время как украинцы голодали.
Вы вспомните и 1968 год, и рассказы очевидцев шепотом о том, как в 1945 году нас хоть и освободили, но на самом деле захватили и немедленно начали вывозить русских эмигрантов и других людей на рабские работы. Вспомните «великие стройки социализма», как вам о них рассказывали в школе, и вы вдруг увидите не сияющие колонны комсомольцев, а толпы серых фигур в лохмотьях, которые долбят породу деревянными ломами и умирают — совершенно безвинно. «Павел, ведь даже Стаханов не был рекордсменом — они врали нам 40 лет!» — «Дело в том, что в России нам врали всегда и обо всем!»
Но больше всего меня удивляют наши соотечественники, которые все это защищают или опровергают, или оправдывают. По их словам, сталинизм и социализм были не преступлениями, а лишь «ошибкой отдельных людей» (наверное, поэтому еще Ленин писал о том, что революция всегда требует ликвидации части населения, чтобы в обществе могли начаться перемены), и на все у них один и тот же ответ: «В США убивают негров!» Что делает ЕС, что делают эти, что делают те… и что правительства США и Запада от нас скрывают! Да, они много от нас скрывают, но уж точно не то, что публикуют на «альтернативных сайтах», и этих тайн не столько, сколько скрывает и искажает совершенно осознанно и систематически ТАСС, как бы сегодня оно ни называлось.
Хорошо, когда, например, одна из «альтернативных платформ» называется «СТОП медиа-манипулированию» (конечно, подразумеваются западные СМИ мэйнстрима) и передает новости типа: «Через Остраву на поездах везут ракеты на Украину». Я вспомнил об этом, потому что несколько дней назад увидел это сообщение снова. Возможно, и вы его читали…
Вспомните об этом, когда снова захотите сделать «перепост» и написать: «Вот, что от нас скрывают…»
23.01.17.